Определение структуры урока

Структура урока – это его строение. Как свидетельствует практика современной массовой школы, продолжительность урока в 1-2 классах 35 минут в остальных 45 минут. Это учебное время с незначительными вариантами традиционно распределяется на следующие отдельные структурные части, компоненты или этапы урока:

- вводная часть урока, состоящая с организации учащихся на работу, формулировки темы занятий, цели урока и её мотивировки;

- проверка домашнего задания, которая осуществляется разными способами может проходить на любом этапе урока;

- объяснение учителем нового материала или организация наблюдений, подготовляющих ученика к восприятию нового материала, объясняемого учителем; или разъяснение практического задания, которое должен выполнить на уроке ученик;

- закрепление объяснённого на уроке;

- выполнение практического задания;

- повторение изученного в виде беседы;

- подведение итогов урока;

- сообщение и запись домашнего задания.

В зависимости от этапов прохождения той или иной учебной темы в 35 или 45 минутной структуре урока могут исключаться те или иные этапы (элементы); так на уроках по подведению итогов изученной темы не будет раздела 2) и частично 3), а ведущее место займёт повторение изученного, различные виды самостоятельных работ и т.д.

Структура урока зависит от многих причин и обстоятельств. основными из них являются следующие:

- содержание и характер подлежащего изучению материала;

- его объём;

- цели, какие учитель ставит перед собой на уроке;

- возраст учащихся;

- степень их подготовленности;

- оснащённость школы наглядными учебными пособиями и ТСО;

- обеспеченность учащихся учебниками, учебными пособиями, инструментами и художественными материалами для изобразительной деятельности.

Выбор методов обучения зависит от содержания и характера учебного материала. Содержание учебного материала через выбранные методы со строгостью действующего закона в сильнейшей степени влияет на структуру урока. Одно дело изложить учебный материал в форме лекции, другое дело изложить тот же материал в форме беседы, третье сочетать экскурсию с практической работой (например, выполнение набросков и зарисовок чучел птиц, рыб и животных в краеведческом музее), четвёртое - сочетать рассказ с пояснительным рисованием на классной доске и, скажем, изображением учащимися натюрморта с натуры, или иллюстрированием какого-либо литературного произведения. Разные частные технические приёмы, слагающие, метод требуют времени разной длительности, заставляют одни структурные части урока удлинять, другие сокращать, третьи – исключать совсем, причём не всегда легко отыскать и определить правильное учебно-воспитательное соотношение этих частей.

Объём учебного материала влияет на структуру урока главным образом через фактор времени. Большой по объёму новый материал заставляет свести до минимума устный опрос или выполнение практического задания. Небольшой да ещё и лёгкий материал позволяет больше времени уделить проверке знаний и изобразительной деятельности учащихся.

Нередко, в определении структуры урока решающее значение имеет цель. Так, если учитель , например, ставит целью урока объяснение нового материала, первичное ознакомление учащихся с новыми понятиями, то из урока может быть исключена проверка знаний по предыдущему материалу, а если учитель поставил целью урока вооружение учащихся специальными навыками, то упражнения и различные самостоятельные работы практического характера станут доминировать над всеми остальными частями урока.

Возраст учащихся в том смысле влияет на структуру урока, что чем моложе учащиеся, тем менее устойчиво их внимание, тем скорее утомляемость, тем более частая смена видов деятельности, тем более ориентация на наглядность и конкретность, а не абстракцию, тем более эмоциональных черт в характере обучения, а не рассудочности, и т.д. В младших классах трудно в построении урока опираться на значительную длительность во времени того или иного этапа урока. Напротив, в старших классах вполне возможна на уроке однообразная деятельность, и какой-либо один структурный компонент урока может занять большую часть всего времени.

Степень подготовленности учащихся зачастую определяет всю методику преподавания данного предмета в течение известного отрезка времени. Если, допустим, учителю, достался в «наследство» запущенный класс, где до него преподавал изобразительное искусство, учитель, не имеющий специальной подготовки, то придётся на первых порах многое чрезмерно упрощать, подгонять свою методику под их уровень. Разумеется, учитель обязан поступать так, чтобы в кратчайший срок поднять знания, умения и навыки учащихся до необходимого уровня.

Наличие специального класса-кабинета изобразительного искусства, степень оснащённости его специальным оборудованием, учебными пособиями, наглядными дидактическими материалами и ТСО, а учащихся учебниками и пособиями по изобразительному искусству, инструментами и художественными материалами влияет на выбор учителем методических приёмов.

Надо отметить, что в дидактической литературе различные авторы по-разному классифицируют уроки, кладя в основу своих классификаций различные показатели. Наиболее целесообразно, как нам представляется, классифицировать уроки по основной дидактической цели, что позволяет отчётливо выделять структурные особенности урока.

Уроки изобразительного искусства могут быть следующих типов: вводные уроки; уроки сообщения новых знаний; уроки практических работ; уроки повторения и обобщения; смешанные (комбинированные) уроки. Этот список можно дополнить ещё уроками закрепления знаний, уроками привития умений и навыков и уроками итоговыми.

Однако, подчёркивая условность приведённой классификации, мы считаем необходимым отметить, что в педагогическом процессе структурные вариации урока могут быть бесконечно разнообразны, отличаясь даже при одинаковых дидактических целях, как различной последовательностью отдельных структурных компонентов, так и длительностью их во времени. Наиболее структурно гибким и удобным в практической учебно-воспитательной деятельности является так называемый смешанный или комбинированный урок.

В общем виде структура урока намечается в самом начале подготовки студента-практиканта к уроку в зависимости от доминирующего влияния одного или нескольких указанных выше факторов (цели урока, содержания учебного материала и т.д.). Полное структурное оформление урок получает после продумывания всех его частей и после составления его плана. Важным вопросом при этом является фактор времени, которое должно быть не просто рационально, а искусстно использовано.

Исходя из того, что смешанный урок является наиболее распространённой формой организации процесса обучения изобразительному искусству и что в нём могут быть представлены все основные структурные компоненты, мы и рассмотрим ход подготовки к смешанному (комбинированному) уроку.

Темы и цели уроков определяются главным образом программой. Программа является основным и ведущим критерием деятельности педагога. Руководствуясь ей учитель должен придерживаться определённой формулировки тем уроков, последовательности изложения учебного материала, а также ориентироваться на объёмные рамки подлежащего изучению материала.

Исходя из требований программы и календарно-тематического плана по изобразительному искусству, будущий учитель, как показывает практика, не испытывает затруднений при формулировке темы и цели урока.

Далеко не всегда цель урока может совпасть с темой урока. Основная дидактическая цель урока характеризует его конечный результат, т.е., что и в какой степени должно измениться в области знаний и умений у учащихся, а также в совершенствовании, развитии и закреплении у них определенных навыков, как итога данного урока в целом. Для достижения основной дидактической цели урока практикант решает целый комплекс задач обучения, воспитания и развития.

На уроке учитель должен вооружить учащихся не только знаниями, умениями и навыками, развивать разнообразные способности, но и с позиций комплексного подхода использовать возможности урока изобразительного искусства в их воспитании.

Особенно полезно учителю задуматься над целями привития учащимся на основе уже усвоенного теоретического материала или параллельно с его усвоением практических изобразительных навыков. Необходимо почаще задумываться над тем, как его ученики усваивают теоретические основы цветоведения, постигают закономерности линейной и воздушной перспективы, основы композиции и как применяют эти знания на практике.

При подготовке к уроку учителю всегда следует поставить перед собой вопросы о целях урока:

1. «Какие знания я собираюсь дать на этом уроке? Чем они будут представлены: представлениями, понятиями, суждениями?»

2. «Какие умения и навыки я стану прививать (углублять, развивать) на уроке?»

3. «Какую воспитательную работу я проведу?»

Точные ответы на эти вопросы не только сделают урок перспективно ясным, но и помогут учителю найти правильные средства для достижения поставленных целей»[9].

Наши рекомендации