Система обр.в РБ в конце 20-нач 21

Обретение РБ независимости, поиск путей решения соци­ально-экономических проблем в условиях развивающихся ры­ночных отношений, курс на создание социально ориентирован­ного государства привел к необходимостьи разработки стратегии развития образования в новых условиях. В 90-е гг. в Республике Беларусь шел процесс создания новой норматив­но-правовой базы, регулирующей механизмы функционирова­ния обр. системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в РБ, где были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи нац.сис­темы обр., ее структура, права и обязанности препода­вателей, учащихся, принципы финансирования.

разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших деятельность систему непрерывного обра­зования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Бела­русь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «К. восп. детей и учащейся молодежи» (1999), «К. развития педагог.обр.»

В этих документах получила отраже­ние новая обр. политика, взгляды на обр. и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в из­менившихся социально-культурных условиях.

В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция За­кона об образовании. При доработке законопроекта были уточ­нены понятия «образование», «национальная система образова­ния», освещены проблемы, связанные с правовым регулирова­нием деятельности системы обр.

были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе отражались прин­ципы, на которых строится гос. пол. в сфере обр.:

приоритетность образования,

обязательность обшего базового образования,

доступность,

преемственность и непрерывность,

научность, приоритет общечелов. ценностей,

нац.-культ. основа обр,

эколог. направленность,

демократ.и светский характер образования.

Таким образом, на протяжении минувшего десятилетие з Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образователь­ной системы в новых условиях, научно обосновывались прин­ципы формирования школьного образования, разрабатывались

концепции развития нац. школы, вводились в дейст­вие новые положения об общеобразовательных школах, где закреплялся статус гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ.

В сво­ей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции ев­роп.шк. обр: академизм, профильность, избирательность, высокое качество обучения. Пик создания но­вых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясня­ется определенным насыщением белорусской системы обр. этими учреждениями и ужесточением гос. контроля за их деятельностью. В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в" РБ действо­вали 115 гимназий, 26 лииеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лииеев, специализи­рованных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и ква­лифицированного профессорско-преподавательского состава.

В 1998 г. в РБ началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы и Программа ее реализации, в которой определены и оха­рактеризованы 12 основных этапов, организационно-управлен­ческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего обр.

В ходе реформы был осуществлен переход к обучению де­тей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа. Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая мо­дель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой об­щее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.

в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые уч. планы и программы;

• обеспечить широкую профи-лизацию на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки

• создать систему воспитания в школе, основанную на основе формир. патриотизма и гражд.

включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в ней не изменился и включает классы (подготови­тельный, 1-3).

В рамках реализации реформы была расширена сеть специа­лизированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т.п.) для удовлетворения способностей, интере­сов и склонностей учащихся. Углуб.уровень образова­ния обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия)-колледж». Для детей с нарушением здоровья созд.

ются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-ин­тернаты.

С 1 сентября 2002 г. в средней школе был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оцен­ки знаний. Отказ от пятиб. системы мотивировался тем, она слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного ма­териала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.п.), который стал приоритетным.

Важная задача реформы — введение профилизации на стар­шей ступени средней школы. Было введено 9 профилей обучения: общест-эконом, филолог, худ-эстетический, химико-биолог, физико-мате­м, естественно-географ, техн, ин­формационно-математический, спорт.

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа суще­ственно изменила свой облик. в 90-е гг. в Беларуси , инсти­туты были реорганизованы в класс и проф.уни­веры.

В 2003/2004 учеб­ном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 клас­сических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 инсти­тутов, 5 высших колледжей.. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены инсти­туты бакалавриата и магистратуры. В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образова­нию. в республике соз­даются и внедряются новые учебные планы, программы дисци­плин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению

новой структуры высшего образования.

Наши рекомендации