Семинарских и практических занятий

Задачей изучения уголовного процесса является форми­рование высокого уровня правосознания, творческого и на­учного мышления будущих юристов, выработка навыков свободно и умело ориентироваться в уголовно-процессуаль­ном законодательстве, анализировать, толковать и приме­нять его нормы.

Без знания уголовного процесса невозможно изучение кри­миналистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной медицины и психиатрии, судебной этики и психологии.

Для успешного усвоения студентами курса «Уголовный процесс» необходимо внимательно и глубоко ознакомиться с действующим уголовно-процессуальным законодатель­ством, практикой его применения, международными договорами Республики Беларусь; определяющими права и сво­боды человека, а также рекомендованной учебной и допол­нительной литературой.

На практических занятиях студенты должны научить­ся применять теоретические знанияj полученные на лекци­ях, .конкретным жизненным ситуациям (казусам), решая предложенные преподавателем задачи и составляя необхо­димые процессуальные документы.

Только оптимальное сочетание теоретического обучения с практическим применением полученных знаний позволит надлежащим образом организовать изучение уголовного процесса и подготовить студентов к их будущей профессио­нальной деятельности.

Методические указания

Отправление правосудия но уголовным делам - важная государственная функция. В ее надлежащем осуществле­нии заинтересованы как общество в делом, так и отдель­ные граждане. Закон возлагает на производство по у головным делам задачи по защите личности, ее прав и свобод, интересов личности и государства путем быстрого и полно­го расследования преступлений, изобличения и привлече­ния к уголовной ответственности виновных, обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление» был подвергнут справедливому на­казанию z ни один невиновный не был привлечен к уголов­ной ответственности и осужден.

Конституция Республики Беларусь поджимает на более высокий уровень значение принципа законности, расширя­ет сферу действия этого принципа» создает нормативную основу для совершенствования способов его реализации, для усиления защиты личности, ее прав и свобод, .закон­ных интересов общества и государства, для повышения в целом качества следственной и судебной работы.

Важно подчеркнуть значение требований строгого и не­уклонного выполнения предписаний закона работниками правоохранительных органов, и прежде всего органов доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Недопустимо пренебрежительнее, неуважительное отноше­ние к участникам уголовного процесса, к их правам и законным интересам,и осробенно к правам и законным интересам подозреваемого, обвиняемого и потер­певшего.

В связи с этим особое значение приобретают подготовке, квалифицированных юристов, глубокое усвоение ими об­щих и профессиональных знаний, выработка навыков по применению знаний в практической деятельности. ,

Для выработки практических навыков по использова­нию уголовно-процессуальных средств борьбы с преступное? тью и для оказания помощи в составлении уголовно-процес­суальных документов предлагается настоящий практикум.

Предмет изучения уголовного процесса включает в себя следующие элементы: .

а) процессуальное законодательство;

б) процессуальную теорию;

в) процессуальную технику;

г) процессуальную тактику.

В соответствии с этим определяются и задачи практи­ческих занятий по уголовному процессу:

1) закрепление, расширение и углубление знаний, полу­ченных студентами на лекциях, в процессе самостоя­тельной работы с рекомендованными источниками;

2) активизация мыслительной деятельности студентов, включение их в коллективное обсуждение возника­ющих вопросов;

3) выработка навыков самостоятельного анализа норм

" уголовно-процессуального права и теоретических по­ложений, высказанных в литературе;

4) выработка навыков по изучению материалов уголов­ного дела, принятию решений и составлению развер­нутых, обоснованных, мотивированных и юридичес­ки грамотных процессуальных документов;

5) овладение методологией применения теоретических знаний и положений уголовно-процессуального за­; кона к конкретным уголовно-процессуальным фак-

там и ситуациям;

6) формирование у студентов научного мировоззрения, высокой ответственности за порученное дело, нони­' г мания важности тех задач, которые связаны с пра­воприменительной деятельностью; ’

7) контроль за систематичностью самостоятельной ра­боты студентов по изучению уголовного процесса, глубиной и полнотой полученных ими знаний, наличием недоработок, пробелов в усвоении изучаемо­го материала и т.п.

Формы проведения практических занятий по уголовному процессу достаточно многообразны и варьируются в за­висимости от темы занятий, уровня подготовки студентов, характера используемого учебного материала, применяемых средств технического обучения и др. Наиболее распростра­ненными являются следующие формы проведения практи­ческих занятий:

а) обсуждение вопросов темы, вынесенных на практи­ческое занятие, в форме развернутой беседы, когда все студенты готовятся по общему тематическому пла.~ ну очередного занятия и отвечают на поставленные вопросы по желанию или вызову преподавателя* За­тем преподаватель дает заключение по каждому об­суждаемому вопросуt а в конце занятия подводит его итоги* отмечая степень усвоения вопросов темы, на­личие определенных неточностей или пробелов, необ­ходимость пополнения имеющихся знаний;

6} система устных докладов, когда все студенты или часть из ни* получают предварительное задание под­готовить доклад или сообщение по одному из вопро­сов тематического плана либо какому-яи будь аспек­ту обсуждаемого вопроса;

в) обсуждение подготовленных студентами письменных рефератов, посвященных какой-либо проблеме уго­ловного процесса или монографическим исследова­ниям, обзору статей и т.п.;

г) письменное или устное решение процессуальных за­дач с соответствующей мотивировкой и ссылкой на нормы УПК, материалы следственной или судебной практики, литературу по уголовному процессу; ^

д) контрольные работы по вопросам темы занятии С последующим обсуждением этих работ в аудитории;

е) составление важнейших процессуальных документов на основе учебных уголовных дел или комплексных

казусов»

Практикум содержит задачи по все разделам курса «Уго­ловный процесс, а также комплексные казусы, предназна­ченные для системного усвоения вопросов производства по уголовному делу и отработки приемов написания важнейших процессуальных документов. Подавляющее большин­ство задач и все казусы составлены на основе материалов уголовных дел» что приближает их к реальным условиям практической деятельности органов расследования и суда, помогает получить определенные навыки применения уго­ловно-процессуального законодательства к конкретным си­туациям и оформления принятых решений соответствую­щими процессуальными документами.

При устном анализе задач студент должен дать развер­нутый ответ на вопрос, сформулированный в ней, сослать­ся на соответствующие положения закона, в необходимых случаях провести разъяснения, содержащиеся в руководя­щих постановлениях Пленума Верховного Суда Республи­ки Беларусь, либо указать на сложившуюся следственную или судебную практику или рекомендации, высказанные в юридической литературе.

Для решения каждой задачи нужно прежде всего уяс­нить ее смысл, разобраться в деталях, выявить все элемен­ты правовой ситуации, которые необходимы для принятия верного решения,

В ходе обсуждения задачи преподаватель может услож­нять ее, вводя дополнительные условия, не сформулиро­ванные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятель­ства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников процесса ит.п.

Решение каждой задачи должно быть мотивированным, логичным» содержать необходимые доводы и аргументы, на основе которых студент приходит к определенному выводу. Производство по уголовному делу представляет собой та­кую правовую деятельность, где каждый вывод, каждое принятое решение должны быть строго обоснованными, ар­гументирован ными, опирающимися на тщательно проверен­ные и правильно оцененные имеющиеся доказательства.

При проведении практических занятий по уголовному про­цессу может быть использован прием инсценировки следствен­ных действий или определенных процессуальных ситуаций. Возможно, например, учебное проведение допроса (свидете­лей, потерпевших, обвиняемых), очной ставки, предъявлдля опознания, а также всего судебного разбирательства или отдельных его фрагментов по разработанному сюжету, основанному на конкретном уголовном деле.

При изучении курса «Уголовный процесс» необходимо отработать подготовку основных процессуальных докумен­тов. Задания по их составлению могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических заняти­ях, так и во внеурочное время — в виде домашних заданий с последующим анализом этих документов на занятиях.

Следует признать необходимым в качестве обязательно­го минимума составление следующих основных процессу­альных документов:

1) постановление о возбуждении уголовного дела;

2) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) постановление о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления;

4) постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

5) постановление о применении меры пресечения;

6) п остановление о приостановлении предварительного расследования

7) постановление о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования;

. 8) протокол ознакомления с уголовным делом;

9) приговор суда; : 1 '

10) кассационное определение;

11) постановление (определение) суда надзорной инстанции.

Назначение образцов процессуальных документов состо­ит В том, чтобы дать их составителям наиболее рациональную схему, определенную типовую модель, пользуясь которой можно с учетом конкретных материалов уголовного дела обеспечить, с одной стороны, достаточную полноту,, четкость и индивидуальность составленных документов, а с другой стороны - необходимую их однотипность» .

Проверка заданий по составлению процессуальных ак­тов может осуществляться как путем чтения на практичес ­ких занятий с последующим обсуждением в группе, так и посредством домашнего анализа документов преподавате­лем с последующим разбором со студентом допущенных ошибок.

Одним из путей повышения эффективности практичес­ких занятий по уголовному процессу является использова­ние технических средств обучения, а также программного контроля за усвоением студентами изучаемого материала.

Значительное распространение в последние годы полу­чили такие технические средства обучения, как учебные видеофильмы, аудиозаписи и дргих качеств средств про­граммированного контроля используются различные систе­мны ЭВМ. Не утратили свое значение наглядные пособия, схемы, таблицы, различный иллюстративный материал: ди­аграммы, графики, рисунки и т.п.

Тема 1. Понятие,сущность и задачи уголовного процесса ,уголовно-процессуальный закон(4ч.)

Вопросы:

1.Понятие уголовного процесса Беларуси и его задачи.

2.Стадии уголовного процесса и их система.

3.Процессуальные формы, гарантии и функции. Их система.

4.Уголовно-процессуальное право и закон. Их источники

Задачи

Задача 1

Назовите в приведенном ниже перечне стадии уголов­ного процесса и расположите их в предусмотренной зако­ном последовательности. Перечислите основные признаки стадии. Укажите на основные и исключительные стадии:

- постановление приговора;

- возбуждение уголовного дела; ' - : ;

- возобновление дел по вновь открывшимся обстоя­тельствам;

- предварительное следствие;

- кассационное производство; ’ 1 /

- судебное следствие; _ _ ' . '

- производство по уголовному делу;

- производство о применении мер безопасности и лечения;

- судебные прения;

- назначение и подготовка судебного разбирательства;

- ускоренное производство; . .

- предание суду;

- надзорное производство; . _ .

- предварительное расследование;

-подготовительная часть судебного разбирательства;

- исполнение приговора;

- окончание предварительного расследования с пере­дачей дела прокурору для направления в суд.

Задача 2

В УВД Советского района г. Минска явился гражданин Леонов и заявил, что из его квартиры украдены домашние вещи. Выбывшая на место происшествия оперативно-след­ственная группа произвела осмотр квартиры Леонова и оп­росила его соседей. На основании содержания заявления и протокола осмотра было возбуждено уголовное дело по фак­ту кражи с проникновением в жилище по признакам ч. 3 ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).

В ходе расследования допрошенная в качестве свидете­ля Куличкова заявила, что в день кражи она видела двоих мужчин, выходивших из подъезда дома, в котором находи­лась квартира Леонова. Один из них нес чемодан, а другой — большую сумку. Свидетель описала их приметы и заявила, что может их опознать. Аналогичные сведения на допросе сообщила и свидетель Спиридонова.

По приметам, названным свидетелями, были задержа­ны Пименов и Красик. При личном обыске у Пименова была обнаружена золотая цепочка с крестиком, Такая це­почка указывалась в перечне похищенных вещей.

Задержанные были предъявлены для опознания Кулич- ковой, а затем и Спиридоновой. Свидетели уверенно их опознали. Леонов при предъявлении ему цепочки заявил, что эта цепочка принадлежит ему и украдена из его квар­тиры.

Далее было установлено, что похищенные видеомагни­тофон и хрусталь находятся у родственника Красика - Се­рова. У последнего был произведен обыск. Указанные вещи были обнаружены, изъяты и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Наши рекомендации