Метод наблюдения и его использование при обследовании детей с отклонениями в развитии

Метод наблюдения – позволят зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления.Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация

Научное наблюдение отличается тем, что сбор сведений определяется задачей исследования и направлен на установление закономерности в изучаемых явлениях.

Результативное наблюдение возможно только при четком его планировании в сочетании с гибкостью исследовательского подхода, диктуемой ходом событий.

В процессе наблюдения важно разграничить сами факты, отношение к ним, осмысление фактов и их последствий.

Важнейшая задача – регистрация фактов и объективное их описание. Главной проблей в применении метода набл. явл. выделение его объектов и обеспечение такой фиксации результатов набл., чтобы при «прочтении» протокол был понятен всем профессионалам – участникам процесса взаим. с проблемным ребенком.

В С.П. испол. активное наблюдение, представляющее модификацию психолого-педаг. эксперимента, разработанный Лазурским. Предполагает целенаправленное изучение реакций реб. при выполнении заданий, относящихся к видам деятельности связанных с развитием и обучением.

Особенно актуален метод для иссл.игровой д-ти, общения и работоспособности реб.

3. Разработайте план внеклассного мероприятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида по одному из учебных предметов (по выбору)

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5– 7 -х классов специальной(коррекционной) школы VIII вида "Математика повсюду"

Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся через использование заданий занимательного характера.

Задачи:

- пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс математики и умения применять их в нестандартной ситуации;

- расширение представлений, связанных с окружающей действительностью;

- формирование творческих математических способностей, математической смекалки;

- воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.

Оборудование: музыкальное сопровождение; буквы, числа, математические знаки, геометрические фигуры и тела, используемые для оформления сцены; карточки для индивидуальной работы: со скороговорками, для словарной работы, с названием рек; рисунки утки и цыплёнка, геометрические фигуры с вписанными в них цифрами и буквами.

Ход мероприятия

I. Вступление.

Звучит песня “Чему учат в школе”. Автор слов: Пляцковский М.. Композитор: Шаинский В.( слайд 1)

Дети входят в зал, разговаривают между собой, повторяют домашнее задание.

Учитель: “С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, кто не нуждался б в знанье. Какой мы не возьмём язык и век -
Всегда стремился к знанью человек”.

- Приветствуем всех собравшихся в нашем зале, тех, кто любит математику, тех, кто учит математике, тех, кто учится математике.

Вбегает ученица и радостно кричит: “Что я узнала! У нас не будет уроков! Все учителя куда-то ушли, Учитель: “А я? Ребята, вы не расстраивайтесь. Мы проведём все уроки, и они будут необычными”. Представляются члены жюри.

II. Основная часть.

Звенит звонок на урок. Начинается урок чтения. (Слайд2)

1 задание. Проверка домашнего задания. (Слайд 3).

Рассказать стих (по одному четверостишию).

“6 класс”. В.Берестов

“Мне учиться очень нравится” Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь.

Я могу с задачей справиться,

Потому, что не ленюсь.

И прекрасна и сильна

Математика-страна!
Тут везде идёт работа,

Все подсчитывают что-то,
Сколько ног у воробьёв,
Сколько в комнате углов,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Всюду можно услыхать:
“Раз, два, три, четыре, пять!”.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Математика повсюду,
Глазом только поведёшь -
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.

“7-класс”. “В труде применяем сложенье”

В труде применяем сложенье,
Сложению – честь и почёт.
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесёт!
Нельзя забывать вычитанье.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умноженье поможет.
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим -
Умножатся наши дела.
Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда:
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда!
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают науки и труд!

(Слайд 4) 2 задание. Прочитать скороговорки (детям даются индивидуальные карточки для прочтения, по две скороговорки на каждый класс).

“6 класс”

Три скороговорки
Прикатились с горки.

У четырёх черепах
Четыре черепашонка.

“7 класс”

Три трубача
Трубили в трубы.

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

(Слайд 5) 3 задание. По отрывку угадать сказку.

“6 класс”

“Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело, но под старость захотел отдохнуть от ратных дел и покой себе устроить.

(“Сказка о Золотом петушке”.А.С.Пушкин)

Из каких цифр состоят слова: тридевятое царство и тридесятое государство?

“7 класс”.

“Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
“Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу”.

(“Сказка о рыбаке и рыбке”.А.С. Пушкин)

- Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке?”.

Звенит звонок. Начинается урок письма. (Слайд 6).

(Слайд 7). 1 задание. Словарная работа. Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово (каждому ребёнку даётся индивидуальная карточка).

“6 класс”

По…л (подвал)

И…рия (история)

…я (семья)

Те… (тесто)

С…ж (стриж)

…лб (столб)

“7 класс”

Ли…к (листок)

Ви…на (витрина)

Ро…к (росток)

С…жка (стрижка)

Пи…лет (пистолет)

Сви…к (свисток)

(Слайд 8). 2 задание. Игра “большой - маленький” (задания даются по очереди: сначала “7-а”, затем – “7-б”).

“6 класс” Хвост – (хвостик) Стол - Нос - 7 класс” Глаз - Арбуз - Стол -

- Объяснить, как из большого предмета сделать маленький? (Добавить суффикс -ик-).

(Слайд 9). 3 задание. Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа (по четыре пословицы). Объяснить их смысл.

Например.

Обещанного три года ждут.

Один в поле не воин..

Два сапога – пара.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

(Слайд 10). Звенит звонок. Начинается урок математики .

(Слайд 11). 1 задание. Решить примеры.

“ 6 класс”. Посчитать, сколько дней утке.

“7 класс”. Посчитать, сколько дней цыпленку.

(Слайд 12). 2 задание. Решить задачи (задания даются по очереди: сначала “6”, затем-“7”).

“6 класс”

1. Горело пять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось? Почему?

2. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах?

“7 класс”

1. На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? Почему?

2. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного? Почему?

(Слайд 13). 3 задание

(Слайд 14). Звенит звонок. Начинаем урок географии.

- Как называется наша страна? Площадь нашей страны огромна. В ней много рек и полезных ископаемых.

(Слайд 15).1 задание. Прочитать название рек России и их длину (даются индивидуальные карточки).

“6 класс”

Волга – 3530 км

Енисей – 3487 км

Нева – 74 км

Дон – 1870 км

- Назвать самую длинную реку. Почему?

“7 класс”

Амур – 4416 км

Лена – 4400 км

Обь – 4338 км

Иртыш – 4248 км

- Назвать самую короткую реку. Почему?

(Слайд 16) 2 задание. Назвать основные полезные ископаемые России (детям даются пять геометрических фигур, в которых вписаны числа и пять таких же фигур, в которых вписаны буквы).

“6 класс”

В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке возрастания.

- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.

- Прочитать слово. Для чего нужна нефть?

“7 класс”

- В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке убывания.

- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.

- Прочитать слово. Для чего нужен уголь?

(Слайд 17).

III. Итог мероприятия.

- Сегодня мы провели четыре урока, и все они были связаны с математикой. Вы убедились, что математика повсюду!

- Все работали хорошо! Молодцы!

(Слайд 18).- Пока жюри выставляет итоговые оценки, у меня для вас есть пожелание. Вы помогаете, заканчивая фразу.

Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру … (пять).
О чудесной цифре …
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Мама стала отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остаётся только ….
Тем, кто к звёздам в высь стремится,
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на ….

Все выходят из зала под звуки музыки

Билет 33

Наши рекомендации