Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Общедидактические принципы и их характеристика
Педагогический Принцип – П. деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, когда она реализовывает свою конструктивно-техническую функцию. Теоретической основой для выработки П. служат закономерности. П. служат для перехода от теории к практике. Принцип носит рекомендательный характер. Принципы формирования содержания общего образования, разработанные Краевским:1)П соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание образования как традиционно необходимых ЗУН, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
2)П единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную ориентацию. При проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни усвоения и связанные с ним действия.
3)П структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
4)П гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.
5)П фундаментализации содержания общего образования позволяет преодолеть дегуманизацию общего образования. Он требует интеграции гуманитарного и естественно-научного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются общедидактическими принципами: принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя; принцип систематичности и последовательности; принцип наглядности; принцип доступности и посильности; принцип учета возрастных особенностях обучаемых; Принцип сознательности – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком. Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. ПН осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами изучаемого языка, речь учителя) и экстралингвистических средств (изобразительные ср-ва, мимика, жесты, движения,). Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
Содержание профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (федеральный государственный образовательный стандарт, учебные планы и программы, учебная литература)
Содержание профессионального образования определяют профессиональные образовательные программы. Они направлены на решение задач последовательного повышения образовательного и профессионального уровня специалистов. Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения.(ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[. Для понимания роли государственного стандарта профессионального образования в социально-экономической системе общества важны функции стандарта. ФГОС обеспечиваю:единство образовательного пространства РФ;преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального,среднего профессионального и высшего профессионального образования.духовно-нравственное развитие и воспитание. Прежде всего, стандарт должен стать основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Соответственно, он должен включать все необходимые компоненты, связанные с понятием “качество профессионального образования”. Т.е насколько удовлетворяет запросам отдельной личности и общества в целом. Безусловно, одной из важных функций государственного стандарта профессионального образования является создание условий для свободного функционирования в России системы непрерывного образования. Наконец, государственный стандарт профессионального образования должен служить основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ. В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность ) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
В практике современной общеобразовательной школы используется несколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные и региональные учебные планы и собственно учебный план школы.
Базисный учебный план определяет:
общую продолжительность обучения (в учебных годах);
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов;учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;
недельную учебную нагрузку. Региональный учебный план Несет нормативную нагрузку на уровне региона, является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.
Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы, которые еще называются учебными программами.
Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основных компонентов. Первый компонент - пояснительная записка, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета, основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности.Второй компонент - собственно содержание образования: тематический план, перечень разделов и тем по курсу, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий компонент - некоторые методические указания о путях реализации программы.
Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, справочниках, задачниках,практикумах, сборниках текстов, словарях, учебных пособиях для учащихся и учителей, учебно-методических комплексах, рабочих тетрадях и пр.