Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Определите следующие структурные противопоставления в ряде предложений:
Упражнение 1
Определите следующие структурные противопоставления в ряде предложений:
- двусоставные — односоставные предложения;
- нераспространенные — распространенные предложения;
- полные — неполные предложения;
- членимые — нечленимые предложения.
Розы были белого цвета. Герой был задумчив. Впереди было много людей. «Она будет на встрече?» — «Нет».
Упражнение 2
В семантике простого предложения наиболее существенным является противопоставление утверждения и отрицания. Определите, какие предложения утвердительные, а какие отрицательные. Докажите свой выбор.
В саду зацвели яблони. Весна. Снега не было. На небе не было ни одной звезды. Мне так хорошо. В лесу было слышно пение птиц.
Упражнение 3
Определите, какие предложения односоставные, а какие двусоставные? Докажите свою мысль.
Пароход умерил ход и, наконец, совсем остановился. Роптать — величайший грех. Париж был в тревоге. Идет собрание. Осень.
Упражнение 4
Выделите подлежащее и определите, чем оно выражено.
Дом был красив. Я жил эту ночь в радости. Отстать от этой прихоти — для них значит перестать быть самим. Зима уж наступила. Марфа Петровна всё ещё продолжала сидеть у окна. Там кто-то стучит у порога. Что белеется на горе зелёной? Здесь отдыхающие сидели. Всё разобрали, ничего не осталось. «Браво!» — неслось со всех сторон. Трое детей ещё оставались в песочнице. На дорожке копошилось множество муравьев. Груды листьев лежали в саду. Кто-то из пассажиров начал ругаться с капитаном. Я пошёл с Петей по большой дороге. Говорить с ним было бесполезно. Оставаться в Богучарове становилось опасным. Быть влюблённым — славно!
Упражнение 5
Выделите сказуемое и определите, чем оно выражено.
Небо было ярко-синее. Солнце скрылось за тучами. Девочка весела. Дом будет построен в срок. Сосна — хвойное дерево. Учиться — увлекательное дело.Дождь продолжал идти. Вы так печальны. Жить на земле — большое удовольствие!
Упражнение 6
Выделите сказуемое и определите его тип.
Мы шли по дороге. Денек будет славный. Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты. Всё вокруг перестаёт быть интересным... далеко раздался какой-то звук. Иногда смотришь и думаешь: а ведь я ему в подмётки не гожусь. Ну, родня и дверями хлоп. Ветер так и рвал, бросаясь из стороны в сторону. Родион Потапыч живмя жил на своей шахте. Доктор Вознесенский так и не пришёл к четырём часам к чаю. Сапожник бился, бился и наконец за ум хватился. Природа учит нас понимать прекрасное. Я перестал бывать в музеях. Сильвио имел обыкновение за игрой хранить совершенное молчание. Я в состоянии вовсе не спать. Игорь с детства привык мечтать. Иван иванович начал ходить из угла в угол. Люди не в состоянии были сделать ни шагу назад. Мне стало страшно. Жара становилась ощутительнее. Маша была дерзской с рождения. Проблема обучения приобрела особую остроту. Строительная площадка вдруг приобрела новый вид. И мы тоже не лыком шиты. Руки были в смоле и ожогах.
Упражнение 7
Выделите главный член предложения и определите их тип (глагольное или субстантивное).
Уже стемнело. Весна. В избе было пусто. Темная осенняя ночь. Пурга. Советую зажечь свечу. Весь день мне пришлось идти по заснеженному полю. В комнатах было убрано. Здесь вам могут рассказать много интересного. Добрым делом не кори.
Упражнение 8
Выделите главный член в глагольном односоставном предложении и определите его тип (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личные, безличное, инфинитивное). Докажите свою мысль.
Видеть равнодушно не могу. Подожди меня около дома. В школе будут удивлены случившемуся. Вскоре позвонили в дверь.долго стучали в закрытую калитку. За перегородкой в конторе тихонько разговаривали. В лодке молчали. Здесь не указывают. Да разве уймёшь! На пожар таких, как я, с бочками не посылают. От добра добра не ищут. Так плохо спится в чужом доме. Натальи уже не было. Кругом было безлюдно и пусто. Меня знобило. Юности не воротить. Быть в дороге счастью. Не опоздать бы нам к поезду. Скоро мне без листвы холодеть.
Упражнение 9
Выделите главный член в субстантивном односоставном предложении и определите его тип (номинативное или генитивное). Докажите свою мысль.
Лето. Скорее бы осень! Такая дорога! Хороший вечер. Снег и буран. Что смеху-то! Ума, ума у вас, тетушка!
Упражнение 10
Определите нечлинимые предложения.
«Потом ты отдашь её мне. Ладно?» — «Хорошо».
Цыц, ты! Она тебе больше не слуга.
«Это ветка сирени?» — «Кажется... да», — небрежно отвечала она.
«Ты поедешь с нами?» - «Ни за что!»
«А ведь мне за него отвечать придётся!» — «То-то вот оно и есть!»
«Михаил! Ты не раздумал? Может, пойдем с нами?» - «Нет уж».
Упражнение 11
Определите нераспространенные и распространенные предложения.
Маша проснулась. Зима была снежная. Светало. В дверь постучали. От добра добра не ищут. Зима. Девочка играет в мяч. Завтра пойдем в поход. Красные рябины стояли вдоль дороги. Ярко светило солнце.
Упражнение 12
Найдите второстепенные члены предложения и определите их тип (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Красные и желтые огни горели на том берегу реки. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. Пристально смотрит на меня моё круглое, щекастое, курносое лицо в вишнёвых рябинах. Москва-река разлилась вокруг. Берег реки порос травой-осокой. Потом наступила пытка тишиной и молчанием. На дачах раздавались людские голоса. Старуха долго искала ключ от двери. Некоторое время мы шли молча. Во время дождя кое-где протекала крыша. Весь дом казался спавшим.
Упражнение 13
Выделите определение и определите согласованное оно, или несогласованное.
Первый рассказ в поезде запомнился мне особенно хорошо. Синее небо висело над нами. Под обрывом бежала широкая, едва видимая река. Сварили яйцо всмятку. Даже листья берез не шевелились. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Весенний воздух будоржил всех вокруг.Майское небо сияло над площадью.
Упражнение 14
Выделите дополнение и определите прямое оно, или косвенное.
Отец сказал свое слово. Солнце прикасается краем к земле. Мама жарила рыбу. Только иногда он бил ногой мяч. Опора на собственные силы. В конце улицы ребята играли в футбол. И теплым ароматом сохнущего сена несло из избы.
Упражнение 15
Выделите обстоятельства и определите их разряд.
Какое-то время мы шли молча. Во время дождя в доме всегда протекала крыша. Мы вышли к реке. От мороза побелели деревья, лошади, бороды. На перекрестке мы остановились. В полной темноте звуки стали как бы отчётливей. Мне стало очень грустно. Много раз я давала себе слово молчать.
Упражнение 16
Определите полные или неполные предложения.
Вам письмо. В доме тишина. Я стою у окна. В лесу красиво пели птицы. Спустя время вышел он во двор. Я — за ним. «Что это ты мне даёшь?» — «Деньги». Дети — в сад. Дверь — настежь. Гости — на порог. Я за свечку, свечка — в печку. Товарищ решил обратиться к своему тренеру: А я — к вам. И тут позвонили — приходите: Я — к вам. Вася пошел гулять.
Упражнение 17
Найдите обособленные члены предложения, определите тип (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, «обособленные дополнения», сравнительные обороты).
По обеим сторонам камина стоят фикусы, нищенски бедные листьями.Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом. Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль. Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома. А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен — золотых, синих, зелёных и радужных. Одна из дочерей, Маша, работает на Севере. Волки, спасаясь от голода, бежали к деревне. Пароход стал двигаться осторожнее, из боязни наткнуться на мель. Завтра, часу в первом, я жду вас в гости. Там, в вышине, уже светило летнее солнце. Бываю здесь всегда, кроме субботы и воскресенья. Не бывал нигде, кроме Самары. Кроме рек, в Мещорском крае много каналов. Даже в больших городах в это время становится тихо, как в лесу. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые. Взволнованный петух... махал крыльями, подобно авиатору. Больше недели шел снег, как в январе.
Упражнение 18
Найдите однородные члены предложения, определите какие и объясните, какими средствами выражается однородность (интонация, союзы (какие?).
И всё это: и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте (А. Т.). Облака то наплывали на луну, то разлетались (Шишк.). От станций, от паровозов, от вагонов валил густой пар (Пауст.). Жалобный плач слышался то за окном, то над крышей, то в печке (Ч.). Здесь всё играет и поёт: и море, и горы, и скалы (Гл.). Таня говорила долго и с большим чувством (Ч.). Вид у него был томный и замученный. Стояли чудесные дни, ослепительно яркие, знойные, безветренные — благостные дни (Гл.). Хвоя хороша не только от мышей, но и от зайцев (Сол.). Это — не правда, а — ложь. Сейчас ей хотелось плакать не то от горя, не то от счастья (Сим.). Уже посинело над далёким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над примолкшим на той стороне лесом (А. С.).
Упражнение 19
Найдите в предложениях конструкции, не входящие в их структуру, определите какие (обращение, «именительный представления», вводные конструкции, вставные конструкции, междометия) и объясните их.
Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне (М. Г.). Я своими жильцами доволен, Дарья Дмитриевна (А. Т.). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила? (М. Г.). «Папаша, — сказал он композитору, — пойдёмте в столовую пообедаем» (Пауст.). Ну, до свиданья, славная моя (М. Г.). Труд! Всё сейчас было полно им вокруг (Пауст.). Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (Л.). Человек, работавший в этой комнате, видимо, был педант (Сим.). Музей был, конечно, закрыт (Пауст.). Доктор, действительно, лежал на диване... (Купр.). Час назад ему, к его радости, позвонил с нового места один из начальников и сказал, что скоро вернётся сюда с группой работников (Сим.). Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.). В молодости, по его словам, он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни (Пауст.). Строго говоря, дивизией он с мирного времени не командовал (Сим.). Однако, знаете, мне стало грустно. Тяжело как-то (М. Г.). Но, во-первых, больная, действительно, находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал к ней расположение (Т.). Правда, здание было уже не совсем то же самое: в половине окон вылетели стёкла (Сим.). На подоконнике (в комнате был только один стул) полулежал присланный из Вешенской милиционер Олъшанов (Ш.). Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту (Т.). Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать девять лет) влюблялся раз шесть (А. Т.); Через не сколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хотелось ещё что-то сказать), пошёл в переднюю и остановился там в раздумье (Ч.). «Э! — подумал я, — да он сочиняет» (Т.). Эх, старик! Ну и жаль мне тебя) Прощай! (М. Г.).
Упражнение 20
Разберите предлагаемые предложения по схеме разбора простого предложения (см. Приложение 2 «Схемы синтаксического разбора. Схема разбора простого предложения») и каждый член предложения по схеме разбора членов предложения (см. Приложение 2 «Схемы синтаксического разбора. Схема разбора членов предложения»).
Светало. Вечер. Таня говорила долго и с большим чувством. Вид у него был томный и замученный. Стояли чудесные дни, ослепительно яркие, знойные, безветренные. Строго говоря, дивизией он с мирного времени не командовал. В молодости, по его словам, он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые. Во время дождя в доме всегда протекала крыша. Весенний воздух, наполнявший все вокруг, будоржил всех. Первый рассказ в поезде запомнился мне особенно хорошо.
Словарь по теме
Подлежащее и сказуемое, — это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предложения — модальность, время, лицо.
Подлежащее — это абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости подлежащего являются форма именительного падежа имени (номинатив) и неопределенная форма глагола (инфинитив). Имя в качестве подлежащего обозначает предмет, который является производителем действия.
Номинативное подлежащее является основным видом подлежащего, наиболее употребительным. Существенное различие в выражении подлежащего, в его структуре — это использование отдельного слова или словосочетания.
Инфинитивное подлежащее не имеет предметного значения, не подвергается субстантивации. Оно не может обозначать деятеля. Поэтому при инфинитивном подлежащем не может быть употреблено глагольное сказуемое. В составное сказуемое при инфинитивном подлежащем обычно входят существительное, предикатив (категория состояния), инфинитив и (реже) прилагательное в полной форме.
Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, ему принадлежит активная роль в выражении предикативной связи главных членов предложения. Формы сказуемого согласуются или координируются с формами подлежащего.
Простое сказуемое может быть только глагольным, ибо только спрягаемый полнозначный глагол содержит и название признака (действия), и показатели грамматических значений сказуемого.
Непростое сказуемое состоит из двух компонентов, функции которых четко разграничены: основной компонент выражает только вещественное значение, вспомогательный — только грамматическое.
Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание инфинитива полнозначного глагола с вспомогательным компонентом.
Фазисное значение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого заключается в оценке протекания действия, в указании на его этапы. Фазисными являются глаголы с лексическим значением начала, продолжения и конца действия (начать, приняться, пуститься; продолжать; кончить, перестать, бросить и др.).
Модальное значение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого заключается в оценке отношения субъекта (деятеля) к действию, названному инфинитивом основного глагола.
Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен или других категорий слов, по значению сближающихся с именами; он обозначает пассивный признак в различных частных проявлениях (качество, состояние и пр.). Вспомогательный компонент представлен спрягаемыми формами глаголов (или устойчивых глагольных сочетаний), утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное содержание. Этот компонент называется связкой, а основной компонент — именной (присвязочной) частью. Оба компонента имеют разнообразные формы и частные значения.
Односоставные предложения — это самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика их заключается в том, что предикативная основа предложения представлена одним главным членом. Главный член выражает основные элементы предикативности — модальность, время, лицо. Он занимает в предложении абсолютно независимую позицию; другие члены предложения в том или ином отношении поясняют его, имеют зависимую форму. По форме главный член односоставного предложения может быть подобен одному из главных членов двусоставного предложения.
Глагольные предложения, в которых главный член представлен формами глагола или содержит их в сочетании с дру гими категориями слов, выражают независимый признак.
Определенно-личные предложения – это предложения, в которыхвыражается действие (признак), соотнесенное с определенным деятелем (носителем признака), который, однако, словесно не обозначен.
Неопределенно-личные предложения – это предложения, в которыхвыражается независимое действие (признак). Деятель (носитель признака) не назван, но грамматически представлен как неопределенный.
Обобщенно-личные предложения – это предложения, в которыхвыражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный.
Безличные предложения – это предложения, в которых, выражается независимое действие безотносительно к деятелю.
Инфинитивные предложения – это предложения, в которыхвыражается независимое потенциальное действие, не соотнесенное с деятелем.
Субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т. е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают пропуска глагола. В их семантике нет значений действия, процесса, признака. Они имеют бытийное значение, которое выражается не лексически, а синтаксически.
Номинативные предложения – это предложения, в которыхвыражается бытие предмета в настоящем времени. Как бытийное значение, так и указание на совпадение бытия с моментом речи проявляются в главном члене, независимо от наличия или отсутствия в предложении других членов. Показателем времени является значимое отсутствие глагола.
Генитивные предложения – это предложения, в которыхродительный квантитативный (количественный) вносит в них добавочное значение избытка, а восклицательная интонация — экспрессивно-эмоциональную оценку.
Нечленимые предложения лишены грамматической формы; в них не выделяются ни главные, ни второстепенные члены предложения. Такие предложения не содержат и не допускают в своем составе спрягаемых форм глагола и потому не имеют конкретных модально-временных значений.
Нераспространенные предложения (двусоставные и односоставные) представлены только предикативным ядром, т. е. главными членами. Главные члены являются основой выражения предикативного значения предложения, опорой синтаксических категорий модальности, времени и лица, которые составляют сущность предикативности. Одновременно главные члены сами по себе достаточны для выражения определенного содержания предложения. Они содержат информацию о предметах действительности, об их признаках.
Распространенное простое предложение содержит хотя бы один второстепенный член.
Второстепенный член — это понятие, связанное с грамматической стороной предложения, а не с содержанием его. Второстепенные члены могут быть коммуникативно более важными, более значимыми, чем главные.
Определение — это второстепенный член предложения, выражающий общее значение признака, которое реализуется в многообразных частных значениях.
Морфологизованные определения представлены теми категориями слов, которым значение признака присуще как обобщенное (категориальное) значение части речи или крупного класса слов в пределах части речи: прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями-прилагательными. Это классы согласуемых слов. Данную разновидность определений называют согласованными.
Неморфологизованные определения представлены теми разрядами слов, теми словоформами, для которых значение признака не является характерным — в этих определениях признак проявляется в виде различных характеристик предмета (определяемого) через многообразные отношения его к другим предметам. Такие определения преимущественно выражаются различными падежными и предложно-падежными словоформами существительных.
Приложение — это второстепенный член предложения, который заключает в себе второе наименование предмета, обозначенного определяемым существительным (студент-филолог, Москва-река).
Дополнение — это второстепенный член предложения, выражающий общее значение объекта, которое реализуется в разнообразных частных значениях.
Приглагольные дополнения подчинены глаголу в любой форме, а также глагольному фразеологизму и описательному глагольно-именному обороту.
Приименные дополнения подчинены отглагольным существительным (присубстантивные) или качественным прилагательным (приадъективные).
Морфологизованные дополнения представлены формами косвенных падежей существительных и субстантивированных слов.
Неморфологизованные дополнения представлены инфинитивом (который, как известно, не подвергается субстантивации).
Прямое дополнение употребляется при переходных глаголах и обозначает предмет, на который непосредственно («прямо») направлено действие и/или который полностью охвачен действием. Прямое дополнение выражается только формой винительного падежа без предлога (при отрицании — формой родительного падежа).
Косвенное дополнение может быть представлено формой любого другого косвенного падежа существительного с предлогом или без предлога, а также формой винительного падежа с предлогом.
Морфологизованные обстоятельства представлены качественными, количественными и обстоятельственными наречиями.
Неморфологизованные обстоятельства — предложно-падежными и падежными формами существительных, а также деепричастием, инфинитивом.
Смысловая полнота, информативная достаточность каждого предложения как продукта речевой деятельности обеспечивается условиями общения:
- ситуацией,
- контекстом,
- общим опытом участников коммуникации.
Контекстуальные неполные предложения характеризуются пропуском одного или нескольких членов, которые словесно обозначены в контексте.
Ситуативные неполные предложения не имеют в своем составе тех членов, словесное оформление которых является излишним, так как их содержание подсказывается ситуацией.
Эллиптические предложения не могут рассматриваться как неполные, они не имеют соотносительных полных вариантов. Неправомерно говорить о пропуске в них сказуемого. Конкретное, словесно обозначенное сказуемое не может быть восстановлено, так как каждое эллиптическое предложение нужно сопоставлять не с одним, а с несколькими глагольными предложениями, включающими всю семантическую группу (например, глаголов движения).
Обособление — это принадлежность простого предложения, несмотря на некоторое сходство обособленных членов с предикативными частями сложного предложения; это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения слова или группы слов. Обособляемый член к тому же имеет и ослабленную синтаксическую связь с другими членами.
Цель обособления — выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.
Возможность смыслового выделения, отделения от определяемого слова предполагает отсутствие тесных семантических связей обособляемого члена предложения с поясняемым словом.
Объем обособляемого члена более одного слова не только означает увеличение смысловой емкости члена предложения и, следовательно, семантической самостоятельности его, но также способствует ослаблению связи обособляемого члена с господствующим по отношению к нему элементом предложения.
Положение обособляемого члена относительно определяемого слова — это перемещение члена предложения с обычного, соответствующего норме, места по отношению к определяемому слову на необычное (из препозиции в постпозицию или наоборот), а в некоторых случаях — отрыв от определяемого слова (дистантное расположение).
Обособление определений является продуктивным приемом осложнения структуры простого предложения. Благодаря обособлению выражаемый определением признак актуализируется, а все содержание обособленного члена приобретает характер дополнительного «микровысказывания» о предмете, который обозначен определяемым существительным. В соответствии с общими условиями обособляются определения, представленные прилагательными (а также порядковыми числительными) или причастиями с пояснительными словами и стоящие в постпозиции к определяемому, а также несогласованные распространенные определения, вынесенные в препозицию или отделенные от определяемого слова другими членами предложения.
Обособление обстоятельств определяется, в первую очередь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обстоятельств:
1) деепричастия;
2) распространенные обстоятельства;
3) уточняющие обстоятельства.
Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или в конце предложения, а также в случае дистантного (разъединенного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени.
Обособление уточняющих обстоятельств – это предложения, которые при наличии двух обстоятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них непосредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточняет его значение.
Обособленные дополнения представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными значениями — объектным, субъектным или даже обстоятельственным.
Сравнительный оборот как особое синтаксическое явление — оборот со значением признака предмета, признака действия и др.
Однородность членов предложения — это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфологических, ни из семантических условий, хотя в известной мере и зависит от них.
Семантико-синтаксическое условие — это пояснение всеми однородными членами подчиненного или господствующего слова в одной логической плоскости, в одном отношении.
Средствами выражения однородности в русском языке являются:
- интонация;
- союзы;
- формы слов.
Интонация — это универсальное средство, выступающее как показатель однородности, как показатель сочинительной связи независимо от наличия других средств. Основная особенность интонации однородности — это отделение членов однородного ряда друг от друга, невозможность произнесения их как целостных речевых отрезков — синтагм. Этому способствуют паузы между членами, а также наличие фразового ударения на каждом из них и равномерные повышения тона. Эти черты интонации однородности проявляются как при употреблении союзов, так и при бессоюзном соединении однородных членов предложения. Без союзов они выступают более рельефно.
Соединительные союзы указывают на простое перечисление однородных членов предложения, которые соединяются в ряд как равноценные, не противоречащие друг другу.
Противительные союзы указывают на несовместимость членов однородного ряда, их противоречие друг другу в соотношении с поясняемым или поясняющим словом, а также на различие их, выявляемое путем сопоставления.
Разделительные союзы указывают на избирательность или чередуемость членов однородного ряда в их соотношении с поясняемым или поясняющим словом.
Конструкции, не входящие в структуру предложения служат для выражения добавочных оттенков, замечаний, отношения говорящего к высказыванию, обращения к собеседнику и т. п. По значению, по форме и по характеру отношения к предложению эти конструкции представляют следующие типы:
1) обращение;
2) «именительный представления»;
3) вводные конструкции;
4) вставные конструкции;
5) междометия.
Обращение употребляется в речи для того, чтобы привлечь внимание собеседника. Само оно не заключает сообщения и непременно употребляется с предложением. Обращение может предшествовать предложению, находиться в середине или вконце его.
«Именительным представления» (А. М. Пешковский) называется конструкция, сходная по форме с обращением. Однако она не содержит обращения к собеседнику. Не заключает она и сообщения. «Именительный представления» только называет предмет или явление, о котором пойдет речь дальше.
Вводные конструкции служат для выражения различного рода оценок содержания предложения. Их значение лишено лексической конкретности, индивидуальности, — оно имеет отвлеченный грамматический характер.
Вставные конструкции используются для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений и т. п. Они не входят в структуру предложения, с которым употребляются (этим они сходны с вводными конструкциями). Однако, в отличие от вводных, вставные конструкции выражают конкретное содержание, которое тесно связано с содержанием предложения.
Междометия обычно не входят в состав предложения в качестве его членов. Употребляясь с предложением, они непосредственно выражают чувство, о котором далее идет речь или придают эмоциональную окраску предложению.
1.3.2.6 Контрольные задания к теме «Простое предложение»
Задание 1
Определите односоставное предложение:
А) Светало.
В) Мне придется вернуться?
С) За стеклом все было снежно и безмолвно.
Д) нет правильного ответа
Задание 2
Определите двусоставное предложение:
А) Светало.
В) Снега не было.
С) За стеклом все было снежно и безмолвно.
Д) нет правильного ответа
Задание 3
Определите нераспространенное предложение:
А) Впереди было много людей.
В) Снега не было.
С) За стеклом все было снежно и безмолвно.
Д) нет правильного ответа
Задание 4
Определите распространенное предложение:
А) Вечерело.
В) На небе не было ни одной звезды.
С) Снежно и безмолвно.
Д) нет правильного ответа
Задание 5
Определите утвердительное предложение:
А) В лесу не было слышно пение птиц.
В) На небе не было ни одной звезды.
С) В саду зацвели яблони.
Д) нет правильного ответа
Задание 6
Определите предложение, в котором нет подлежащего:
А) На небе не было ни одной звезды.
В) Дом был красив.
С) Я жил эту ночь в радости.
Д) нет правильного ответа
Задание 7
Определите предложение, в котором нет сказуемого:
А) Кругом весна.
В) Марфа Петровна всё ещё продолжала сидеть у окна.
С) Зима уж наступила.
Д) нет правильного ответа
Задание 8
Определите определенно-личное предложение:
А) В школе будут удивлены.
В) После этого буду свободен.
С) Языком и лаптя не сплетешь.
Д) нет правильного ответа
Задание 9
Определите неопределенно-личное предложение:
А) В школе будут удивлены.
В) После этого буду свободен.
С) Языком и лаптя не сплетешь.
Д) нет правильного ответа
Задание 10
Определите обобщенно-личное предложение:
А) В школе будут удивлены.
В) После этого буду свободен.
С) Языком и лаптя не сплетешь.
Д) нет правильного ответа
Задание 11
Определите инфинитивное предложение:
А) Я удивлен.
В) Меня точно кирпичом ударило.
С) Молодости не воротить.
Д) нет правильного ответа
Задание 12
Определите номинативное предложение:
А) Я удивлен.
В) Такая дорога!
С) Молодости не воротить.
Д) нет правильного ответа
Задание 13
Определите нечленимое предложение:
А) «Может, пойдем с нами?» - «Нет уж».
В) Маша проснулась.
С) Зима была снежная.
Д) нет правильного ответа
Задание 14
Найдите предложение с определением:
А) В доме горел свет.
В) За стеной избы по ночам шумел соседский сад.
С) Я работал.
Д) нет правильного ответа
Задание 15
Найдите предложение с обстоятельством:
А) Река разлилась вокруг.
В) Красные и желтые огни горели.
С) Наступила осень.
Д) нет правильного ответа
Задание 16
Найдите предложение с дополнением:
А) Река разлилась вокруг.
В) Красные и желтые огни горели.
С) Берег реки порос травой.
Д) нет правильного ответа
Задание 17
Найдите предложение с согласованным определением:
А) Сварили яйцо всмятку.
В) Синее небо висело над нами.
С) Берег реки порос травой.
Д) нет правильного ответа
Задание 18
Найдите предложение с прямым дополнением:
А) Солнце прикасается краем к земле.
В) Синее небо висело над нами.
С) Отец сказал свое слово.
Д) нет правильного ответа
Задание 19
Найдите предложение с обособленным определением:
А) Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом.
В) Завтра, часу в первом, я жду вас в гости.
С) Волки, спасаясь от голода, бежали к деревне.
Д) нет правильного ответа
Задание 20
Найдите предложение с обособленным обстоятельством:
А) Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом.
В) Завтра, часу в первом, я жду вас в гости.
С) Волки, спасаясь от голода, бежали к деревне.
Д) нет правильного ответа
Задание 21
Найдите предложение со сравнительным оборотом:
А) По обеим сторонам камина стоят фикусы, нищенски бедные листьями.
В) Больше недели шел снег, как в январе.
С) Там, в вышине, уже светило летнее солнце.
Д) нет правильного ответа
Задание 22
Найдите предложение с однородными подлежащими:
А) Облака то наплывали на луну, то разлетались
В) И всё это: и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте.
С) Вид у него был томный и замученный.
Д) нет правильного ответа
Задание 23
Найдите предложение с однородными сказуемыми:
А) Облака то наплывали на луну, то разлетались.
В) И всё это: и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте.
С) Вид у него был томный и замученный.
Д) нет правильного ответа
Задание 24
Найдите предложение с однородными определениями:
А) Облака то наплывали на луну, то разлетались.
В) И всё это: и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте.
С) Вид у него был томный и замученный.
Д) нет правильного ответа
Задание 25
Найдите предложение с однородными дополнениями:
А) Сейчас ей хотелось плакать не то от горя, не то от счастья.
В) И всё это: и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте.
С) Таня говорила долго и с большим чувством
Д) нет правильного ответа
Задание 26
Найдите предложение с однородными обстоятельствми:
А) Сейчас ей хотелось плакать не то от горя, не то от счастья.
В) И всё это: и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте.
С) Таня говорила долго и с большим чувством.
Д) нет правильного ответа
Задание 27
Найдите предложение с обращением:
А) Музей был, конечно, закрыт.
В) Эх, старик! Ну и жаль мне тебя. Прощай!
С) Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне.
Д) нет правильного ответа
Задание 28
Найдите предложение с междометием:
А) Музей был, конечно, закрыт.
В) Эх, старик! Ну и жаль мне тебя. Прощай!
С) Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне.
Д) нет правильного ответа
Задание 29
Найдите предложение с вводной конструкцией:
А) Музей был, конечно, закрыт.
В) Эх, старик! Ну и жаль мне тебя. Прощай!
С) Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне.
Д) нет правильного ответа
Задание 30
Найдите предложение с вставной конструкцией:
А) Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером.
В) Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось
С) Я своими жильцами доволен, Дарья Дмитриевна
Д) нет правильного ответа
Сложное предложение
План темы
1. Понятие сложного предложения.
2. Союзные сложные предложения:
- сложносочиненные предложения;
- сложноподчиненные предложения:
- нерасчлененные сложноподчиненные предложения;
- расчлененные сложноподчиненные предложения;
- сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными;
- сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
3. Бессоюзные сложные предложения.
4. Многочленные сложные предложения.
Содержание темы