Информационные и информационно-деятельностные модели обучения
Базовые информационные и информационно-деятельностные модели обучения:
1. Классическая (традиционная) модель обучения, предполагающая передачу информации, составляющей содержание учебных предметов; предметную подготовку, специализацию знаний; создание ситуации самоопределения через внедрение авторских курсов, мастерских, лабораторий без нарушения базовой модели.
2. Поисковая (сетевая) модель обучения с творческо-диалоговой, личностно ориентированной парадигмой. Главное не столько знания, сколько способность добывать их, передавать, превращать в новый тип знаний.
3. Открытое образование – система организационных, педагогических и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процесс индивидуального обучения на основе свободного выбора учащимися содержания образования, конечного результата, способов деятельности для его достижения.
4. Дистанционное обучение представляет собой модель обучения, основанную на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся.
Классификация информационных образовательных средств учебного назначения
1. Программно-информационные продукты: электронные словари, электронные справочники, энциклопедии, информационно-поисковые системы. Информационно-решающие системы, экспертные системы, электронные средства обучения;
2. Средства теоретической и технологической подготовки: электронные учебники, электронные обучающие системы, электронные системы тестирования и контроля знаний;
3. Средства практической подготовки: электронные задачники, электронные тренажеры, репетиторы;
4. Комплексные и вспомогательные средства: электронные учебные курсы, электронные лабораторные практикумы, развивающие компьютерные игры;
5. Специализированные информационные ресурсы сети Интернет: виртуальные библиотеки, поисковые системы, интернет-каталоги, сервисы рассылки информации, интернет-трансляции.
Требования к информационным образовательным ресурсам:
1. Традиционные дидактические требования: обеспечение научности, доступности, проблемности, наглядности обучения, требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, систематичности и последовательности обучения.
2. Специфические требования для ЦОРа:
- эргономические требования: обеспечение гуманного отношения к обучаемому (организация дружественного интерфейса, обеспечение возможности использования необходимых справок, подсказок. Возможности выбора темпа работы);
- требования здоровьесбережения: соответствие гигиеническим требованиям, санитарным нормам и правилам работы с компьютерной техникой;
- эстетические требования: соответствие эстетического оформления функциональному назначению информационных ресурсов, упорядоченность и выразительность текстовых, графических и мультимедийных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению ЦОРа;
- требование адаптивности: приспособление к индивидуальным возможностям обучаемого;
- требование интерактивности: двухстороннее взаимодействие учащегося с программным продуктом, диалог и обратная связь;
Методы анализа и оценки качества информационных образовательных ресурсов – апробация и экспертиза.
Апробация– реальное использование в учебном процессе, обсуждение, корректировка.
Экспертиза – установление соответствия показателей качества средства информатизации образования заранее определенным требованиям стандартов, обеспечение качества и эффективности процесса обучения на основе применения программного обеспечения.