Симфонические произведения

«Гроза», увертюра к драме (1864)

Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866)

«Фатум», симфоническая фантазия (1868)

Симфония № 2 (1872)

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875)

Симфония № 3 (1875)

«Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876)

Симфония № 4 (1878)

«1812 год», торжественная увертюра (1880)

«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (1880)

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1880)

«Манфред», симфония (1885)

Симфония № 5 (1888)

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1893)

Симфония № 6 (1893)

Фортепианная музыка

«Времена года», 12 характеристических картин (1876)

Детский альбом, 24 легких пьес (1878)

Русское музыкальное искусство конца 19- начало 20 века

Конец 19 и начало 20 века были для русской музыки порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано с всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных, иногда сближавшихся, иногда антагонистичных тенденций, казавшихся непримиримыми и взаимоисключающими. Но именно это многообразие и интенсивность исканий определяют особое богатство данного исторического периода – одного из самых интересных и плодотворных в отечественном искусстве. Выдающиеся достижения и открытия в разных областях художественного творчества, которыми было ознаменовано время, обогатили его новым содержанием, новыми формами и выразительными средствами.

Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства. Среди «традиционалистов», у которых движение к новому совершалось без разрыва с накопленным опытом, выделяются имена представителей петербургской школы, ближайших последователей Н.А.Римского-Корсакова, - А.К.Глазунова и А.К.Лядова. Московскую школу достойно представляет С.И.Танеев, а также менее известные, но одаренные авторы – А.С. Аренский, В.С. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов.

Но уже в 1900-е гг. в русской музыке выдвигается блестящее поколение молодых композиторов, относящихся к великим творцам «серебряного века». В их искусстве сказалось обновление мироощущения, драматизм и накал страстей «эпохи рубежа веков», вольное парение в ее стилевом многоголосии. Музыка заговорила образами символизма (А.Н.Скрябин), неоклассицизма (Н.К.Метнер), неоромантизма (С.В. Рахманинов), неофольклоризма (И.Ф. Стравинский), кубофутуризма (С.С. Прокофьев), свободно сочетая язык всех стилей.

Музыкальное искусство «серебряного века» было новаторским по своей сути. Открытия Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева в области лада, гармонии, формы способствовали становлению новой образности и средств художественной выразительности в музыке 20 века.

Творчество Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, пианист и дирижер. Музыка Рахманинова впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, выражением безграничного ликования и счастья. Вместе с тем, ряд произведений Рахманинова насыщен острым драматизмом: здесь слышится глухая мучительная тоска, чувствуется неотвратимость трагических и грозных потрясений. Такая острота не случайна. Подобно своим современникам – Скрябину, Блоку, Врубелю Рахманинов был выразителем романтических тенденций, характерных для русского искусства конца 19 и начала 20 вв. Искусству Рахманинова свойственна эмоциональная приподнятость. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. Важное место в творчестве Рахманинова принадлежит образам России, родины. Национальный характер музыки проявляется в глубокой связи с народной русской песней, с интонациями древнерусского церковного пения (знаменный распев), а также в широком претворении в музыке колокольных звучаний: торжественного перезвона, набата. Творчество Рахманинова чрезвычайно многогранно. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако, центральное место принадлежит фортепианным произведениям. Рахманинов автор 4-х концертов и Рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром, 2-х сонат, 2-х циклов прелюдий ор.23 и ор.32, 2-х циклов этюдов-картин ор.33 и ор.39, Вариаций на тему Корелли, 2-х сюит для 2-х фортепиано и т.д. Кроме того, Рахманинов обращался и к оперному жанру. Он автор 3-х одноактных опер «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».

Рахманинов является одним из крупнейших симфонистов 20 в. Им написаны 3 симфонии, программные симфонические произведения, поэма «Остров мертвых» (по картине швейцарского художника Бёклина), фантазия «Утес», «Симфонические танцы». К ним примыкают также 2 кантаты «Весна» и «Колокола» - своеобразные вокально-симфонические поэмы, в которых роль оркестра значительна.

Искусство Рахманинова-исполнителя, гениального пианиста и дирижера, было также связано с национальными традициями. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворенности и яркой образности выражения. Мелодичность, мощь и полнота «пения» характерны для его пианизма. Стальной и вместе с тем гибкий ритм и особая динамика сообщают игре Рахманинова неисчерпаемое богатство оттенков – от почти оркестровой мощи до нежнейшего piano и выразительность живой человеческой речи.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 г. в имении Онег Новгородской губернии. Музыкой начал заниматься в 4 года. В 9 лет поступает в Петербургскую консерваторию, а в 1885 г. переходит в Московскую, в класс Зверева. На старшем отделении занимает по ф-но с Зилотти, по теоретическим предметам – у Танеева и Аренского. В 1891 г. , на год раньше срока, окончил консерваторию по классу ф-но. Через год – по композиции. Дипломная работа – опера «Алеко». Поставлена в Большом театре в 1893 г.

1892-1894 гг: несколько серий небольших ф-ных пьес, 6 пьес для ф-но в 4 руки, романсов, сочинения для скрипки и виолончели с ф-но, симф. фантазия «Утес», каприччио на цыганские темы для большого оркестра, фантазия для 2-х ф-но (посв. Чайковскому), «Элегическое трио» (Памяти Чайковского).

1900 – 1901 гг. –2-й ф-ный концерт. Одновременно или непосредственно вслед за ним возникают: серия из 12 романсов ор.21 («Сирень», «Здесь хорошо» и т.д.); 2-я сюита для 2-х ф-но, виолончельная соната, 10 ф-ных прелюдий ор.23, кантата «Весна».

1904 г. – «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».

1909 – 1917 гг. – 3-й ф-й концерт, цикл ф-ных прелюдий ор.32, 2 цикла этюдов картин, 2-я соната для ф-но, 2 серии романсов ор34 и ор.38, симфоническая поэма-кантата «Колокола», хоровые духовные композиции «Литургия Иоанна Златоуса», «Всенощное бдение».

1927 г. – 4-й ф-ный концерт g moll, 1932 г. – ф-ные вариации на тему Корелли. 1934 г. – Рапсодия на тему Паганини для ф-но с оркестром 1935-36 гг – 3я симф a moll

Последнее сочинение – «Симфонические танцы» для оркестра – 1940 г.

Рахманинов скончался 28 марта 1943 г. в Лос Анджелесе.

Наши рекомендации