Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения про­блемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфиче­ские умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, плани­рование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя про­ектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возмож­ности приобрести новые знания и умения.

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия проектов. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над проектом, а иногда это длительная рабо­та, превратится в тяжкую повинность - в этом случае мощный потенциал проекта как деятельностной технологии обучения будет сведен к нулю. При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод проектов является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

Этот этап является наиболее сложным для учащихся. Трудность взаимодей­ствия учителя и ученика на данном этапе обусловлена прежде всего тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ - прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую дея­тельность, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла работу учащегося как творческую. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте. И уж потом обдумать, как использовать это для обучения и воспитания ребенка.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы застав­ляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование— важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и бли­жайшие шаги.

Сейчас предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на от­дельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Планирование представляет определенную трудность для многих учащихся, здесь может потребоваться значительная помощь учителя. Важно только не начать планировать вместо ребенка. Это может привести к тому, что у него возникнет ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана, поэтому он не отвечает за работу. Надо лишь показать алгоритм планирования. Задайте своему ученику следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? - ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? - определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? - определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? - выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? - выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Вопрос Ответ
Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Цель проекта
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута? Образ проектного продукта (ожи­даемый результат)
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проект­ным продуктом
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта? Перечисление основных этапов работы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследо­ваний, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)? Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все необходимое? Индивидуальный график проектной работы

Реализацияимеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом явля­ется создание проектного продукта. Тут ребята часто проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Иногда процесс создания продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он постоянно что-то совершенствует, придумывает все более оригинальные решения. Необходимо лишь обращать его внимание на время, оставшееся до защиты.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом (Приложение 1), т.е. оформить его письменную часть. Отчет о ходе работы — очень важная часть проекта. Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом.

Далее предстоит презентацияпроекта. Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он при­обрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, - важнейший со­циальный навык.

Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людь­ми, сделанными автором открытиями. Вообще хочется рассказать о многом. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.

Итак, две основные проблемы презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это по­зволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.

В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).

У некоторых людей ясность пред­стоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки,пропадает уверенность в успешном завершении проекта (все это в значи­тельной степени касается подростков). Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.

По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмыс­ления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценкии рефлексии- завершающего этапа работы.

Итак, основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необхо­димо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цельработы, автор про­екта создает мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта,который является непременным условием работы. В ходе пла­нированиянеобходимо определить задачи,которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы,которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график.На этапе реализацииплана может возникнуть необходимость внести опреде­ленные измененияв задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентациейнайденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентациейкомпетентности автора проекта (Приложение 2).

Еще несколько принципиальных моментов, на которые необходимо сразу обратить внимание.

Достижение цели проекта должно способствовать преодолению исходной проблемы. Проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта, причем это должен быть опти­мальный способ, то есть наиболее эффективный и экономичный.

Необходимо обратить внимание на то, что, как правило, существует не­сколько возможностей достичь цели проекта с помощью различных проект­ных продуктов, задача автора проекта, взвесив все имеющиеся возможности, выбрать оптимальную.

Разработанный план обязательно должен вести к цели проекта. При этом в ходе работы могут возникнуть обстоятельства, которые внесут коррективы в первоначальный план работы, тогда его придется изменить (автор проекта должен своевременно это заметить и сделать). Возможно, также изменится и проектный продукт.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограни­чить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя, лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов... Он должен видеть, что учитель с уваже­нием относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Можно организовать в творческих проектных мастерских. Они представляют собой небольшие кол­лективы, состоящие из педагога-предметника, который становится руково­дителем данной мастерской, и учащихся (может быть, разновозрастных), которые выполняют различные проекты в одной предметной области.

Приложение 1.

Шаблон отчета о проекте.

Введение

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы -

Проектным продуктом будет -

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про­межуточные этапы):

• Выбор темы и уточнение названия

• Сбор информации (где и как искал информацию)

• Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

Организация работы над проектом

Основная часть

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было заду­мано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Приложение 2.

Наши рекомендации