Виды обучения. Педагогические основы индивидуализированного и дифференцированного обучения
Дифференциация»(от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация»- это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход) - это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета особенностей их контингента;
2)комплекс методических, психологических организационно-управленческих мероприятий.
Виды и формы дифференцированного обучения.
В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.
1.Внешняя дифференциация.
Она предполагает создание особых типов школ и классов:
- школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО, КРО, профильных).
2. Внутренняя дифференциация.
Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннююдифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.
Обучение – этоспециально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навыков самообразования.
Виды обучения в современной школе.
В современной школе используются три относительно обособленных вида обучения, которые отличаются между собою рядом важных признаков:
— объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвекционным;
— проблемное обучение;
— программированное и компьютерное обучение. Сохраняются также элементы средневековых видов обучения — догматического и схоластического.
Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные его методы, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Этот древний вид обучения не утратил значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование[1].
В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей.
Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленнымизнаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Профессиональное образование в России существует более 300 лет, со времен Петра I. На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.
Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:
· дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
· создание центров практик на предприятии;
· привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
· формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.
Дополнительное образование это: — термин имеет три значения:
1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, непредусмотренных обязательными программами обучения;
2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющимобщее или профессиональное образование;
3. любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющимобщее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иилинеформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования.
образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессиональногообразования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан,общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадровдля всех сфер социальной и экономической деятельности.
Практическое задание
Разработайте по странице учебника начальных классов дифференцированные задания (Б.Блум, А.В. Матвеев, В.В. Фирсов) .
Билет 17 (Март)Теоретический вопрос
Организационные формы обучения. Урок как основная форма обучения, многообразие форм обучения в начальной школе.
Практическое задание
Заполнение таблицы «Требования к организации дополнительных форм обучения» (на основе самостоятельно предложенных критериев, не менее 5)
Билет 18 (Юля Пличко)Теоретический вопрос