Морфологические нормы современного русского литературного языка

ЗАДАНИЕ 1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания "существительное + прилагательное".

Aвеню, аэрозоль, бандероль, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, инженю, какаду, кольраби, контральто, кофе, леди, лосось, меню, мозоль, мокко, моль, пемоксоль, пенальти, пони, портмоне, салями, травести, тюль, фламинго, фойе, фрау, цеце, шампунь.

ЗАДАНИЕ 2. Из приведенных ниже существительных выпишите несклоняемые, определите их род. У каких слов наблюдаются колебания в роде? Какие слова имеют только форму множественного числа?

Бигуди, бикини, бьеннале, бюро, виски, гастроли, гетто, депо, дитя, домино, жалюзи, желе, иваси, канифоль, коала, кофе, манго, метро, пальто, панки, повидло, подмастерье, пюре, рагу, саго, самбо, ситро, соль (нота), соль (поваренная), сопрано, спагетти, трюмо, филе, хачапури, хиппи, Бологое, Сочи, "Жигули", "Караданахи".

ЗАДАНИЕ 3. Разделите существительные на три группы: 1) существительные женского рода; 2) существительные мужского рода; 3) существительные общего рода.

Aтташе, балда, бездарь, брюзга, визави, воротила, врач, голова, громила, денди, жадина, жертва, забияка, зазнайка, заправила, змея, импресарио, инкгонито, какаду, колибри, конферансье, крупье, маэстро, недотрога, повеса, портье, протеже, простофиля, свинья, сластена, слуга, сорвиголова, староста, судья, тамада, травести, умница, шимпанзе, ябеда.

ЗАДАНИЕ 4. Определите род аббревиатур.

МХАТ, ООН, МИД, США, РУВД, МВФ, МАГАТЭ, ГЭС, ЖЭК, ЖСК, РГПУ, роэ, СНГ, СБСЕ, НИИ, вуз.

ЗАДАНИЕ 5. Словосочетания, приведенные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа. В тех случаях, где это возможно, дайте два варианта.

Изящные жирафы, русские идиомы, ужасные неряхи, распахнутые ставни, красные георгины, удобные стулья, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, крахмальные простыни, серые домины, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, кудрявые бакенбарды, ранние овощи, дешевые плацкарты, веселые запевалы, противные ябеды.

ЗАДАНИЕ 6. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа приведенных ниже имен существительных. Есть ли здесь слова с колебаниями в роде?

а) Битки, зразы, вафли, галеты, гренки, клецки, куры, лангеты, меренги, оладьи, пельмени, тефтели, шпроты;

б) ботинки, босоножки, гамаши, гетры, кеды, котурны, кроссовки, сандалеты, сандалии, тапки, тапочки, туфли, чешки, шлепанцы.

ЗАДАНИЕ 7. Составьте словосочетания с каждой из приведенных ниже форм слов.

В быте - в быту, в цвете - в цвету, в ряде - в ряду, в круге - в кругу, в угле - в углу, на крае - на краю.

ЗАДАНИЕ 8. Поставьте приведенные ниже слова и словосочетания в форму предложного падежа с предлогами НА или В.

"Пир" Платона, пышный пир; Лисий Нос, нос; "Лес" А.Островского, лиственный лес; "Дым" И.Тургенева, едкий дым; "Аэропорт" А.Хейли, московский аэропорт; "Вишненвый сад" А.Чехова, вишневый сад.

ЗАДАНИЕ 9. Для каждой группы существительных сформулируйте заголовок, определяющий, какое окончание у этих существительных в форме именительного падежа множественного числа.

а) адрес, веер, директор, доктор, катер, купол, мастер, обшлаг, отпуск, сторож, паспорт, профессор;

б) бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, контейнер, крем, лектор, маклер, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, cлог, столяр, токарь, торт, фронт, шофер;

в) ворох, гроздь, дядя, шурин, инспектор, инструктор, крейсер, плинтус, прожектор, пудель, свитер, сектор, слесарь, тополь, трактор, трюфель, флигель, цех, штабель, штемпель, шторм, якорь.

ЗАДАНИЕ 10. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных.

Бухгалтер, веер, возраст, ворох, выговор, герб, госпиталь, диспетчер, договор, крем, маклер, месяц, округ, отпуск, очередь, паспорт, порт, почерк, прибыль, сторож, трюфель, шофер, штемпель, штабель.

ЗАДАНИЕ 11. Составьте словосочетания с каждой из приведенных ниже форм слов.

Верхи - верха, зубы - зубья, корпусы - корпуса, крендели - кренделя, лагери - лагеря, образы - образа, ордены - ордена, ордеры - ордера, проводы- провода, соболи - соболя, счеты - счета, тоны - тона, тормозы - тормоза, учители - учителя, хлебы - хлеба.

ЗАДАНИЕ 12. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных существительных.

а) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

б) антресоли, бубны, джинсы, кальсоны, консервы, лыжи, макароны, очки, панталоны, шаровары, шахматы, шорты, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;

г) амперы, ватты, гектары, граммы;

д) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты,

e) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

ж) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи, сопли;

з) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца.

ЗАДАНИЕ 13. Разделите слова на 4 группы: 1) имеющие в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ; 2) имеющие в этой форме окончание -ЕЙ; 3) имеющие нулевое окончание; 4) не имеющие формы родительного падежа множественнного числа.

Aфиша, банан, башка, башкир, блюдце, бредни, брюзга, будни, бурят, ведьма, грабли, гусар, дядя, кастрюля, каторга, килограмм, консервы, кочерга, макароны, мечта, носок, оладья, пальтецо, патиссон, пельмень, платье, платьице, помидор, простыня, ремесло, ретген, серьга, сходни, тамада, тапка, тахта, туфля, ханжа.

ЗАДАНИЕ 14. Раскройте скобки, правильно склоняя имена и фамилии художников и скульпторов.

"Амур и Психея" (Антонио Канова), "Апостолы Петр и Павел" (Доменико Эль Греко), "Венера и Адонис" (Питер Пауль Рубенс), "Лот с дочерьми" (Франсуа де Труа), "Нимфа и сатир" (Анри Матисс), "Одиссей и Навзикая" (Сальватор Роза), "Отдых на пути в Египет" (Антонис ван Дейк), "Поклонение младенцу Христу" (Филиппино Липпи), "Прощание Абеляра и Элоизы" (Анжелика Кауфман), "Святое семейство" (Никола Пуссен), "Флора" (Этьен Морис Фальконе), "Юнона у Эола" (Жан Ресту), "Явление Христа Марии Магдалине" (Пьетро да Кортона).

ЗАДАНИЕ 15. Образуйте краткие формы имен прилагательных (все возможные варианты). Поставьте ударение.

Безукоризненный, бессмысленный, голый, длинный, добрый, древний, искренний, мужественный, острый, полный, сильный, таинственный, теплый, хитрый, хриплый, щуплый.

ЗАДАНИЕ 16. Образуйте сравнительную степень имен прилагательных. Прокомментируйте те случаи, когда сделать это невозможно.

Ветхий, громкий, деловой, дешевый, емкий, жестокий, звонкий, зябкий, крепкий, младший, передовой, плоский, тонкий, топкий, соленый, старый, узкий, хороший.

ЗАДАНИЕ 17. Следуя орфоэпическим и акцентологическим нормам русского языка, прочитайте вслух предложения. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. Эверест - самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина - самое глубочайшее место. Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени. Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

ЗАДАНИЕ 18. Просклоняйте приведенные словосочетания с именами числительными.

Полтора яблока, четверо мальчиков, 1741 год, 492 года, 167 вагонов.

ЗАДАНИЕ 19. Прочитайте правильно предложения из сказок для детей.

1. Около 400 лет тому назад оно [маленькое привидение] помогло графине найти драгоценные золотые серьги, которые стащила с подоконника сорока. (О.Пройслер. Маленькое привидение). 2. Так вот, в те времена хозяйничал на горах Брендах знаменитый и грозный разбойник Мерзавио, самый страшный злодей из всех злодеев, со своими 21 подручным, 50 ворами, 30 воришками и 200 пособниками и укрывателями. (К.Чапек. Разбойничья сказка). 3. А вот, к примеру, у ратиборжского водяного не меньше 200 тысяч карпов да еще вдобавок лини, сазаны, караси и, глядишь, здоровенная щука... (К.Чапек. Сказка про водяных). 4. Итак, когда прошел ровно год и один день, снова предстал Франтишек Король перед судом по обвинению в убийстве неизвестного человека и похищении 1 367 815 крон 92 геллеров и сверх того зубной щетки. (К.Чапек. Бродяжья сказка).

ЗАДАНИЕ 20. Прочитайте, употребляя числительные и заключенные в скобки существительные в форме нужного падежа.

В 1739 году 38-летнему механику Анри Котюа из французского городка Ламбера, что в 245 милях от Парижа, удалось создать и расположить на плате длиной не более 299,3 (сантиметр), а шириной, равной 4148,67 (сантиметр), макет своего родного города в 3/236 натуральной величины. На ней механик разместил 23601 дом, более 340 церквей с 276 колокольнями, около 94 кузниц. На 167 шпилях красовалось не менее 152 флюгеров. В игрушечном городе нашлось место 6584 амбарам, 3849 лавкам, а на 687 улицах и 226 переулках, наполненных 4787 человеческими фигурами, "росло" не менее 2857 деревьев и 456 кустов, только на изготовление которых ушло 22 (сутки). Макет экспонировался в (полторы мили) от Парижа, в первый же день павильон был посещен 1471 посетителем, сфотографирован 346 корреспондентами.

Наши рекомендации