Упражнения для развития сознательности ( осознанного) чтения
Понимание прочитанного - важнейший аспект навыка чтения . Для его формирования необходим и широкий языковой материал, и разнообразные речевые ситуации. Невозможно переоценить в этом смысле значение курса «Окружающий мир», в котором действительно представлена широкая целостная картина мира в его историческом развитии и во всем богатстве взаимосвязей.
Но и в чтении можно представить широкую картину мира, чтобы с первых дней учебы дети погрузились в удивительный по своему разнообразию и богатству мир знаний. Они получают первичные сведения об истории обучения, об истории родной страны и ее сегодняшнем дне, о народах мира, о природе, о жизни городов и деревень. Наконец, они встречаются со старыми знакомыми из сказок и мультфильмов. И это еще далеко не весь предметно-языковой фон, на котором ребенок учится читать.
В чтении звучит и древнерусская речь: она смыкает нравственные и эстетические представления разных поколений россиян, на уровне наблюдений показаны изменения в алфавите, в оформлении предложений, в словарном составе и некоторых грамматических формах, что поможет школьникам четче осмыслить современную систему русского языка.
Как показывает опыт, такой подход помогает преодолеть бытующий в преподавании родного языка формализм, так как любое языковое явление может рассматриваться с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи: активизируются объективно существующие связи между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации, а также между разными разделами языковой системы. От этапа к этапу обучения эти связи постоянно расширяются и множатся. Одновременно расширяется и поле анализа языкового материала, происходит дифференциация, углубление понятий. Создаются условия для многократных возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников. В результате формируется и качественно иной способ мышления детей, который побуждает их рассматривать все явления в их взаимосвязях, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность получаемым знаниям, а значит, закладывая основы для их прочности.
Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.
Первый приём: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.
Второй приём: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.
Третий приём: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.
Упражнения для развития осознанного чтения можно разделить на несколько групп:
Первая группа – логические упражнения.
· Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
· Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
· Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый.
Картофель, лук, помидор, яблоко, огурец.
· Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. ( Они состоят из двух слогов.)
· Игра «Составь слово» ( путём перестановки букв)
сноас, скут, лепан.
· Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только первый слог )
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксёр.
· Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только второй слог )
Змея, рама.
Пуговица, молоток, лава.
· Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только последний слог )
Мебель, ружьё.
Смола, слеза, берет.
· Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
· К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы:клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые:сорока, муха, оса, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
· Какие буква, слог, слово лишние.
а у р о е ( «р», т.к. она согласная.)
ма ра лы на та ( «лы», т.к. «лы» с и, а остальные слоги с а.)
река, речка, ручей, ручка, ручеёк.
Вторая группа – игры на составление слов со словами.
· Игра «Найди слово в слове»
Гроза , газета, поднос, часовщик, кустарник, ярмарка.
· Игра «Подбери пару» ( Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово
из второго столбика . )
песня практичный
площадь примерный
подруга прилежный
почтальон праздничный
подарок полосатый
полотенце полотняный
портфель прекрасный
парикмахер приятный
· Игра «Закончи предложение»
По утрам у Айболита лечат зубы:
збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.
· Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда. ( Картина )
· Ребусы.
Рота
Рона
А ли 100 к
· Загадки (любые, которые подходят к теме урока)
· Найди животное среди строк.
Среди кустов царит покой, (овца)
Здесь хорошо бродить одной.
· Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.
ма ти ма си ра му ло ка до
Третья группа – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
· Составь текст ( перестановка предложений) Тексты подбираются к теме урока.
· Составь предложения ( 3-4 ) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал. урок.
· Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Четвёртая группа – работа с текстом ( учебник ).
· Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на
доске.
· Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.
· Задай вопросы по тексту или по части текста.
· Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
· Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выбери заголовок ,из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части, текст.
· Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
· Составление кроссвордов по тексту.
· Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
· Пересказ по вопросам и без них.
· Составление плана текста.
· Подбор иллюстрации к тексту.
· По иллюстрации определить содержание текста.