Искусство и технология воспитания

В производственном процессе тех­нология — это система предложенных наукой алгоритмов, спо­собов и средств, применение которых ведет к заранее намечен­ным результатам, деятельности, гарантирует получение продук­ции заданного количества и качества. Все современные произ­водства основываются на технологиях.

Воспитательный процесс мы уже рассматривали как произ­водственный. Действительно, логика школьного воспитания и логика производства не так уж далеки друг от друга. Школе, как и производству, общество диктует социальный заказ. В ней, как и на производстве, предполагается наличие опреде­ленной материальной базы, соответствующей специфике тех задач, которые стоят перед нею.

В отличие от производственных процессов процесс вос­питания имеет целостный характер, его трудно разорвать на операции, осуществлять педагогические воздействия в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельныхкачеств. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.

Комплексный подходИдея целостности воспитательного процесса в практичес­кой технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодейст­вия.

Современные технологии воспитания осуществляют комп­лексный подход, выполняя обязательные требования:

1. Воздействуют на воспитанников по трем направлени­ям — на сознание, чувства и поведение.

2. Органичное слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

3. Единство средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

Воспитательные дела

В психолого-педагогической литературе понятие «воспита­тельное мероприятие» используется для обозначения различ­ных видов и форм воспитательной работы. Воспитательное мероприятие — это совокупность различного рода воспита­тельных воздействий с отвечающими их требованиям матери­альными и духовными условиями. Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный про­цесс. Мероприятие — отрезок воспитательного про­цесса.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД).

Социально-ориентированные воспитательные дела.

По целям и назначению выделяются многие виды воспита­тельных дел: этические, социально-ориентированные, эстети­ческие, познавательные, спортивно-физкультурные, экологи­ческие, трудовые и др. Воспитательные дела, в которых доми­нирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально-ориентированными. (гражданская позиция, дисциплинированость)

Этические воспитательные дела

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систе­матическое воздействие на сознание, чувства и поведение вос­питанников с целью формирования у них нравственных ка­честв, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания:

1) формирование нравственного сознания:

2) воспитание и развитие нравствен­ных чувств;

3) выработка умений и привычек нравственного поведения.

Эстетитеческие и физкультурные воспитательные дела

Эстетические (художественные) дела — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, при­роде, искусству, поведению.

Экологические и трудовые воспитательные дела — кон­кретная практическая природоохранная деятельность.

Компьютер и воспитание (тесты, видео)


20.

Наши рекомендации