Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003

Оглавление

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ (вместо введения)

Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАПАДА

§1. Сущность и назначение социальной работы

§2. Социальная работа в контексте социокультурных проблем

Глава II. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

§1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры

§2. Зарубежные модели досуга

§3. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне

§4. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»

Глава III. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ

§1. Школа как центр социального воспитания на Западе

§2. Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании

§3. Молодежные формы досуга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Задания по анализу материалов, помещенных в приложениях

ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Приложение 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Приложение 3. РЕЗЮМЕ - ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Приложение 4. ПОЧЕМУ ЦЕНТР ДОСУГА?

Приложение 5. ИСКУССТВЕННЫЕ ЗОНЫ ДОСУГА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Приложение 6. СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ И ЕЕ НОВЫЕ СРЕДСТВА (из опыта работы в США)

В учебном пособии рассматриваются особенности социально-культурной работы с различными категориями населения передовых стран Запада. Особенное внимание уделяется выявлению тенденций развития каждого из трех основных направлений социально-культурной работы (социальной работы, культурно-досуговой деятельности и социального воспитания), а также определению существующих между ними взаимосвязей, учет и использование которых дает наибольший социокультурный эффект. Подчеркивается необходимость критического подхода к анализу зарубежного опыта в социокультурной сфере.

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ (вместо введения)

Ведущей тенденцией развития мирового сообщества конца XX - начала XXI вв. стало явление, получившее название глобализация. Под глобализацией понимается ускоренное развитие интеграционных (объединительных) процессов по всем направлениям жизнедеятельности населения земного шара. Глобализация - это объективный процесс, сущность которого заключается в необычайном усилении взаимосвязей между различными регионами мира, отдельными государствами и народами, превращении населения нашей планеты фактически в единое целое - в политическом, экономическом и культурном планах.

О глобализации, как принципиально новом явлении, заговорили сравнительно недавно, 20 - 30 лет назад. Глобализация - это детище постиндустриального общества, следствие научно-технической и информационной революций. Для глобализации нужны объективные причины и соответствующие условия - потребность в интеграции и наличие возможностей для такого рода объединения, прежде всего материально-технических и научно-информационных.

Потребность в сотрудничестве присуща человечеству, по всей вероятности, изначально, хотя и имеет соревновательный характер. Речь идет о стремлении народов как можно лучше узнать друг друга, заимствовать достижения и т.п.

Но хотя международное сотрудничество и международные связи имеют многовековую историю, их можно рассматривать всего лишь как предысторию глобализации и ее предпосылки, так как до недавнего времени отсутствовали соответствующие условия. Глобализационные процессы невозможны без новейших средств связи (спутниковая, электронная почта и т.п.), позволяют узнавать о том или ином событии фактически в режиме реального времени. Новейшие транспортные средства позволяют в течение нескольких часов оказаться в любой точке земного шара. А это, в свою очередь, усиливает миграционные процессы, туризм и т.п.

Ускорению интеграционных процессов способствует и появление в последние годы новых проблем и угроз, которые возможно преодолеть только в том случае, если население нашей планеты будет действовать сообща. Среди этих проблем и угроз - военно-политические: опасность распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм; экономические: разница в уровне жизни населения различных регионов Земли (разрыв между богатством и бедностью, что неизбежно порождает конфликты), неравномерность «распределения» природных ресурсов, а они нужны всем; экологические: нехватка пресной воды (не случайно 2003 год был объявлен ООН Международным годом пресной воды), загрязнение атмосферы, эпидемические явления; демографические: трудноуправляемый миграционный процесс и др.

В этих условиях одной из задач глобализации является объединение усилий всех государств земного шара в решении насущных проблем человечества. Для этих целей создаются международные органы управления человеческой цивилизацией: Организация объединенных наций (ООН), Совет Европы (СЕ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - политический аспект; Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) - финансово-экономический аспект; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - медицинский аспект; Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - культурологический аспект и др.

Кроме того, фактически каждая страна сталкивается с проблемами, которые по существу также имеют интернациональный характер. Это безработица, психическое и физическое здоровье населения, национальные и этнические конфликты, молодежная преступность, распространение наркотиков и др. Здесь также требуется объединение усилий международного сообщества.

Следует учитывать и то обстоятельство, что глобализация протекает в различных формах и на разных уровнях. Необходимо различать естественно протекающие интеграционные процессы (своим ходом) и глобализацию как систему специальных мер, влияющих на ее цели, сроки и характер. Здесь велика роль регулирующего фактора. Много «за» и «против».

Высшим проявлением глобализационных процессов является, по нашему мнению, создание новых государственных образований. Так, например, с 1993 года на территории Европы действует новое государственное образование под названием Европейский союз (ЕС). Государства, входящие в ЕС действуют по единым законам, касающимся основных сторон жизнедеятельности граждан (экономики, права, финансов, средств массовой информации, культуры). В ЕС отсутствуют внутренние, межгосударственные границы; действует единая денежная единица (евро); установлено время общеевропейского телевизионного вещания; регулируются финансовые вопросы, связанные с доступностью учреждений культуры (например, музеев) для всех граждан сообщества и т.п.

Конечно, глобализация протекает не только на официальном, межгосударственном уровне. Многое делается по линии общественных организаций, а также в частном порядке. И можно говорить о видимом и невидимом уровнях глобализации.

Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003 - student2.ru

Из рис.1 видно, что часть глобализационных процессов протекает на так называемом невидимом уровне, где действуют в основном те или иные организации и частные лица, не стремящиеся по каким-либо причинам афишировать свою деятельность. Как на видимом, так и на невидимом уровнях у глобализации могут быть и позитивные, и негативные последствия.

С одной стороны, глобализация делает достоянием всего человечества достижения любого народа и государства в том или ином виде деятельности. С другой стороны, в условиях глобализации, по сути дела, мгновенно распространяются и негативные явления (наркоторговля, эпидемии и т.п.). Не случайно во всем мире ширится движение так называемых антиглобалистов, считающих, что плодами глобализации пользуются, прежде всего, богатые страны, а бедные становятся еще беднее.

По всей вероятности, для того чтобы смягчить негативные последствия глобализации, нужно соблюдать, как минимум, два основных условия. Первое - не форсировать глобализационные процессы. На сегодняшний день просматриваются объективные пределы глобализации. Для того чтобы сохранить себя, человечеству не обязательно полное объединение. Наиболее приемлемый вариант - объединение до необходимого уровня, когда не нарушаются те или иные национально-государственные основания. Как уже говорилось, глобализация - процесс объективный. И объединение будет продолжаться и дальше. Но никто не доказал, что в результате глобализации человечество превратится в мономассу, или мононацию. Глобализация - это не основание отменять национальную специфику. Национальное и интернациональное - одно другому не мешает.

Вторым условием позитивного протекания глобализационных процессов является соблюдение принципа многополярности современного мира. Это означает, что все народы и все страны должны иметь доступ к решению общемировых проблем, и что при решении этих проблем должны учитываться интересы каждой страны и каждого народа. (СНОСКА: Очень убедительно, по нашему мнению, значение национальных интересов показано в монографии Ю.В.Китова «Человек интересующийся» (М.: МГУКИ, 2001. С.83-135).

Аналогично глобализационный процесс протекает и в сфере культуры, в том числе, социально-культурной. Среди достижений последнего времени следует назвать, прежде всего, внедрение информационных и коммуникационных технологий в жизнь практически каждого государственного образования и человеческого сообщества в целом. Языком делового общения и, по всей видимости, языком глобализации становится английский язык. За пределы отдельных стран и континентов выходят многие социокультурные явления (международный и внутренний туризм, создание естественных и искусственных зон отдыха, карнавальные представления, уличные театры, празднование Дня всех влюбленных и т.д.).

В большинстве стран мира на протяжении нескольких столетий летоисчисление ведется по европейскому - Григорианскому календарю. В то же время традицией последних десятилетий стало давать наименование каждому году в соответствии с восточными обычаями. Можно привести немало примеров, когда появление нового вида искусства в одной стране становится достоянием других стран (распространение джазового искусства - 30-е-40-е гг. XX столетия, мюзиклов - конец XX - начало XXI вв. и др.).

Не менее весомые примеры позитивного сотрудничества представителей разных стран в таких областях социально-культурной сферы, как социальная работа, культурно-досуговая деятельность, социальное воспитание. И тон здесь задают ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы. Так, в масштабах всей планеты, объявлялись и объявляются Год семьи, Год ребенка, Год и Десятилетие инвалидов, Год людей пожилого возраста, Год и Десятилетие культуры и др. Стало традицией объявление культурных столиц Европы.

Одним из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.? является: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» (статья 27).

Передовой опыт организации социально-культурной деятельности в том или ином государстве доступен для изучения специалистами других государств. Во многих странах мира организованы научные школы, занимающиеся проблемами сравнительной экономики, сравнительной педагогики, сравнительного досуговедения и т.п. Проведение подобного рода исследований позволяет выявлять как общие, так и специфические тенденции развития тех или иных направлений жизнедеятельности населения в различных странах и регионах. Лучшие технологии передовых стран мира в области социальной работы и социального воспитания внедряются в национальные (в том числе, российскую) социокультурные сферы. Заслуживают внимания как вопросы организации и финансирования этой деятельности на государственном, региональном и местном уровнях, так и вопросы непосредственной работы с различными категориями населения, будь то дети или молодежь, люди «третьего» возраста, инвалиды или представители национальных меньшинств и т.п.

Но глобализация в социокультурной сфере таит в себе и опасности. Кризисные явления культурного порядка, возникающие в одной или нескольких странах, в условиях глобализации становятся общемировыми. Здесь речь может идти о таких явлениях, как коммерциализация культуры, недоступность ее для основных категорий населения, преобладание бездуховности и культ насилия в произведениях искусства, отсутствие баланса между содержательными и развлекательными элементами досуга, «двойной стандарт» в оценке социокультурных явлений (как внутри страны, так и на международном уровне). Наблюдается попрание национальных особенностей культуры других народов и засилие культуры одного государства, девальвация истинных ценностей культуры и т.п. Так, например, когда речь идет о засилии культуры одного государства, имеют в виду Соединенные Штаты Америки. Так называемая американизация культуры рассматривается и оценивается как извращение идеи глобализации, лжеглобализация, ведущая к утрате национальных культур и, в конечном счете, обеднению (нивелировке) общемировой культуры. К тому же далеко не во всех областях социокультурной сферы американцам удается достичь нужных результатов. Можно говорить об однобокости американской модели досуга. Немало проблем в социальном воспитании молодежи и т. д.

Естественно, возникает вопрос о том, как можно преодолеть негативные явления в глобализационном процессе в сфере культуры. По нашему мнению, пути выхода из кризиса культуры и преодоления негативных явлений в этой сфере следующие:

§ выработка критериев понятий «культура», «культура личности» и «культурность»;

§ повышение культурного уровня каждой личности;

§ отход от «двойного стандарта» в оценке социокультурных явлений:

§ вывод культуры из коммерческого пространства;

§ осуждение и недопущение антигуманных проявлений в произведениях искусства;

§ признание культурной самобытности каждого народа;

§ прекращение культурной экспансии со стороны отдельных государств;

§ осуществление подлинного равенства в международных отношениях и культурных связях;

§ усиление роли ООН и ЮНЕСКО в проведении международной социальной и культурной политики.

Посредством чего это можно осуществить?

Через законы и через нравственную атмосферу в обществе, а главное - через культуру, повышение культурного уровня всех и каждого.

Здесь свое слово должны сказать основные субъекты социокультурного процесса: государство (как в отдельности, так и в содружестве с другими - в рамках ООН), общественные организации, служители культа, управленцы и рядовые участники этого процесса.

Оценивая в целом позитивно роль международного сотрудничества в социокультурной сфере, необходимо помнить и о таких условиях ее эффективности, как наличие у каждой из сторон возможности критически оценивать опыт друг друга, не гнаться за нововведениями ради нововведений, разумно использовать национальные традиции, не торопиться отказываться от оправдавших себя отечественных форм работы. Именно в таком плане, по нашему мнению, и следует подходить к анализу зарубежного социокультурного опыта.

Прежде чем перейти к изложению содержания разделов учебного пособия, остановимся на структуре понятия «социально-культурная работа». (СНОСКА: В целях удобства изложения материала в учебном пособии мы не будем делать различий между понятиями «социально-культурная деятельность» (СКД) и «социально-культурная работа» (СКР), хотя такие различия, конечно же, есть. Первое понятие является более широким. Оно включает в себя как деятельность отдельной личности, так и деятельность организаций и учреждений социокультурного профиля. Второе понятие включает в себя, в основном, деятельность (работу) учреждений и организаций по созданию условий для социокультурного развития и творчества индивидов или их групп).

По нашему мнению, основными (составными) частями социокультурной деятельности являются три: социальная работа, культурно-досуговая деятельность и социальное воспитание.

Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003 - student2.ru

Условные обозначения:

I (круг) - социально-культурная деятельность (СКД);

II (квадрат) - культурно-досуговая деятельность (КДД);

III (треугольник) - деятельность социально-педагогических учреждений и организаций (ДСПУиО);

IV (эллипс) - социальная работа (СР).

Из рис.2 видно, что из трех составных частей полностью в СКД (СКР) входит культурно-досуговая деятельность (КДД, квадрат). Это и понятно, так как данные виды деятельности протекают в сфере свободного времени и охватывают все категории населения.

Определенная часть деятельности социально-педагогических учреждений и организаций (ДСПУиО, треугольник) совпадает с СКД (СКР). Речь здесь идет, в основном, о социально-педагогической работе с подрастающим поколением, которая развертывается, как правило, в зоне свободного времени индивида.

Общее поле деятельности есть у СКД (СКР) и социальной ра-6ots (СР, эллипс), которая охватывает незащищенные или слабо защищенные категории населения, и когда наряду с проблемами социального обеспечения решаются культурно-досуговые и социально-педагогические задачи.

По нашему мнению, зона совместной деятельности социальных работников, социальных педагогов и организаторов досуга является наиболее благоприятной для решения социокультурных задач, т.к. здесь используется все многообразие средств воздействия на личность.

Поскольку социальная работа дает наиболее полное представление о социальном, экономическом и правовом фоне, на котором разворачивается социально-культурная деятельность за рубежом, есть смысл начать рассмотрение основных направлений СКД (СКР) именно с социальной работы, особенно в той ее части, где она наиболее полно соприкасается с другими социокультурными направлениями.

Несколько слов об особенностях данного учебного пособия. Оно написано в соответствии с программой учебного курса «Социально-культурная работа за рубежом» и охватывает основные стороны этой работы.

Значительную часть текста составляют материалы нашего предыдущего учебного пособия «Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом» (М.: МГУК, 1999). От прежнего издания данное учебное пособие отличается следующим: заново написано введение, добавлена III глава. Расширено содержание II главы (при этом часть материалов о работе с молодежью перенесено в III главу). В заключении углублены выводы в контексте глобализационных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Обновлены список литературы и часть приложений. Особое внимание обращено на вопросы для самопроверки и задания по анализу материалов, помещенных в приложениях. В то же время необходимо отметить, что большая часть материала ранее опубликованного пособия не потеряла своей актуальности. Это свидетельствует о стабильности тенденций развития социально-культурной работы за рубежом, что позволяет еще более четко их выделить.

Наши рекомендации