Сущность охранительного педагогического режима и его место в специальном (коррекционном) учреждении

Билет № 1.

1.Принципы специального образования.1.Принципы специального образования — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно- образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н.М. Назаровой).

2.Основные принципы специального образования (по Н.М. Назаровой):

✓принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею JI.C. Выготского о "зоне ближайшего развития";(ребенок должен развиваться, показывает темп развития; учесть темп и подобрать актуалн. задания)

✓принцип ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; надо все делать вовремя, о сложной структуре дефекта(Выгодского) первичные наруш. не поддаются коррекции; вторичные)

✓принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

✓принцип социально-адаптирующей направленности образования — подчиненность специального воспитания социальному развитию;

✓принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования — удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

✓принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

✓принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;

✓принцип необходимости специального педагогического руководства — осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами

Специальная педагогика имеет определенную систему требований, описывающих концептуальные основополагающие положения, которые определяют характер организации образовательного процесса. Эта система называется принципами специального образования.

Принципы специального образования реализуются при помощи специальных методов, приемов и технологий. Перечислим их.

Каждый ребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей.

В развитии каждого ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, благоприятные для развития каких-либо психических процессов. Коррекционно-педагогическая помощь будет более продуктивна, если нарушение будет выявлено как можно раньше и необходимые меры приняты своевременно, в этом заключается принцип ранней педагогической помощи.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся. При этом образование ребенка с нарушениями учитывает его индивидуальные особенности развития.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.

Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей. Большинство детей с нарушениями развития имеют проблемы в развитии речи, мышления и в общении с другими детьми. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление этих недостатков развития для дальнейшей социализации и адаптации человека в обществе.

Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционно-воспитательной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.

Сущность охранительного педагогического режима и его место в специальном (коррекционном) учреждении.

Общие и специфические задачи руководства специальной (коррекционной) школой – интернатом VIII вида. Основным типом учреждений для умственно отсталых школьников является интернат, высшим органом самоуправления признается Попечительский Совет, который формируется непосредственно в школе - интернате с привлечением общественных организаций и отдельных лиц, помогающих школе в ее работе. Однако в зависимости от условий, совет школы может избираться на конференции. В случаях, когда на совете школы рассматриваются практические вопросы жизни детей в интернате, их непосредственного участия в ее совершенствовании, к его работе привлекаются некоторые заинтересованные лица из числа социальных партнеров. Функции Совета специального (коррекционного) образовательного учреждения в основном совпадают с аналогичными функциями советов массовых общеобразовательных школ, но отдельные из них требуют специфических подходов в их реализации. Так, например, большая аналитическая деятельность должна предшествовать принятию решения совета школы о рациональности выбора профилей трудового обучения. Большое значение имеет изучение вопроса о возможности устройства выпускников по месту жительства с учетом той трудовой и профессиональной подготовки, которую они получили в школе. В этой связи весьма важно учитывать данные о возможности влияния родителей на профессиональную ориентировку своих детей, которая может быть решающей в вопросе о трудоустройстве. В работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, при определении профилей трудового обучения в школе необходимо также располагать данными о возможностях трудоустройства на предприятиях или в районах, которые могут предоставлять жилплощадь. Таким образом, современные требования к выбору профилей трудового обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении требуют глубокого социального подхода к данной проблеме. А это в свою очередь выдвигает требование решительного пересмотра традиционного подхода, когда направленность трудового обучения не в полной мере учитывала возможности трудоустройства выпускников.

Специфическими обязанностями директора специального (коррекционного) образовательного учреждения являются: организация работы педагогического и медицинского персонала по осуществлению единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы, ответственность за правильную организацию обучения и воспитания с учетом особенностей развития учащихся, направленного на коррекцию и компенсацию дефектов их умственного развития, подготовку к самостоятельной жизни и производительному труду. Директор ответственен за организацию и содержание трудового и профессионального обучения, трудоустройство выпускников в соответствии с профессией, основы которой они получают в процессе обучения в школе. Директор школы обеспечивает создание необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления соответствующего режима труда и отдыха умственно отсталых школьников, условий для проведения трудового и профессионального обучения в полном объеме, предусмотренном учебными программами.

(Физминутки, гимнастика для глаз, перемещение детей по классу, соблюдение режима дня.Нужно давать ребенку возможность переключаться, чтобы не было срывов, ЛФК, общешкольный режим дня, большие перемены, прогулки на свежем воздухе, составление грамотного расписания и т.д.) Дневник наблюдения. Смена поручения, вида работ, обогащение личного опыта

Мероприятия по оздоровлению ребенка, витиминизация, изучение учащихся изучение их соц. среде, противостоять семье.

Заместитель директора специального (коррекционного) образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе организует работу педагогического персонала по обучению и воспитанию умственно отсталых детей с учетом их умственных и физических возможностей, координирует работу методических объединений по учебным предметам и воспитательной работе, осуществляет соблюдение единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы, обеспечивает оснащение учебного процесса наглядными пособиями, учебным оборудованием и дидактическими материалами.

Основной функцией руководства специальным (коррекционным) образовательным учреждением является координация усилий всех работников на достижение коррекционной направленности обучения и воспитания умственно отсталых детей, их трудовой подготовки и социальной адаптации к самостоятельной жизни и труду.

3. Предложите дидактические игры и упражнения для использования на занятиях по сенсомоторному развитию с младшим школьниками в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это– рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление. Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представленыТема 2. Я слепил снеговика

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.

Упражнение гимнастики для глаз № 2, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», «Фонарики».

Разминка: упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».

Игра «Чем похожи»

Цель: развитие мыслительных процессов.

Материал: пары картинок (корова — лошадь, ворона — воробей, лыжи — коньки, трамвай — автобус, молоко — вода, дождь — снег).

Описание игры: Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы. Чтобы игра была интересней, можно придать ей соревновательный характер: за каждое правильно обоснованное сходство ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто заработал больше фишек.

Игра «Поставь пальчик»

Цель: развитие целенаправленного внимания.

Описание игры: Нужны 16 картинок с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. Коврики, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 16 карточек изображением вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание!» Затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает набравший больше всех фишек.

Упражнение «Костер»

Цель: развитие произвольности внимания Описание упражнения. Дети встают возле «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде «жарко» - дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» - протянуть руки к костру, «Ой, какой большой костер» - встать и махать руками, «искры полетели» - хлопать в ладоши, «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра. Упражнение «Чайник с крышечкой».

Цель: развитие внимания, самоконтроля

Описание упражнения. Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенным жестом.

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

На чайнике – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая ладонью делает круговые движения над кулаком)

На крышечке – шишечка (вертикальные движения кулаками)

В шишечке – дырочка (указательный и большой палец обеих рук делают колечки)

Из дырочки идет пар (указательными пальцами делаются спиральки).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются.

Игра «Сделай, как я!»Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Описание игры: дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну - две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15. Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

Билет №2

Наши рекомендации