Методика ознакомления с обратным счетом (задача 7)

Предварительная работа

В подготовительной группе после выработки навыка назы­вать количественные числительные в прямом порядке формиру­ем у детей умение считать обратным счетом. Это позволяет луч­ше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отно­шения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число).

Особенности наглядного материала

Любые множества с «исчезающим» элементом, числовые и цифровые карточки, палочки X. Кюизенера.

Счетная лесенка:

О о О о
о о о  
о о  
о  
о        

Методика обучения

Сначала рассматриваем множества из пяти элементов. Про­сим назвать количество, убирая один элемент. Обратный счет в пределах десяти даем с использованием счетной лесенки. Затем учим называть числительные в прямом и обратном порядке без наглядности.

Фрагмент:

Программная задача: познакомить с обратным счетом в пре­делах пяти.

Наглядный материал: пять желтых кленовых листьев. Ход:

—Что это?

—Это листья какого дерева?

—Какого они цвета?

—Почему они желтые?

—Что еще происходит с листьями осенью?
—-Сколько листьев?

— Наши листья будут падать, а вы говорите хором, сколько осталось.

Замечание: необходимо это делать быстро, чтобы счет про­звучал слитно. В начале необходимо задать вопрос «сколько?», чтобы прозвучало число «пять», а затем убирать предметы. По­следний предмет не убирать. Аналогичная работа проводится на разном материале до выработки навыка называния числительных в обратном порядке.

—Пять, четыре, три, два, один.

—Попробуйте по памяти повторить.

—Этот счет называется «обратным». Повторите хором: «обратный счет».

—Как вы думаете, почему он так называется?

—Петя, посчитай обратным счетом!

—Каким счетом посчитал Петя?

Варианты вопросов и заданий на закрепление и усложнение

—Посчитай от одного до десяти!

—Посчитай от десяти до одного!

—Посчитай прямым счетом!

—Посчитай обратным счетом!

—Что мы делаем, считая от одного до десяти? (Прибавляем по единице.)

—Что мы делаем, считая от десяти до одного? (Отнимаем по единице.)

—Назови последующее число!

—Назови предыдущее число!

—Назови соседей числа 7.

Дидактические игры

«Разложи по порядку», «Найди ошибку». (Дети раскладывав ют числовые и цифровые карточки в нужной последовательно­сти или исправляют неправильный ряд.);

«Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей». (Пой­мав мяч, надо правильно выполнить задания с числами.) и др.

Методика ознакомления с цифрами (задача 8)

Предварительная работа

После выработки счетной деятельности можно учить соотно­сить множеству не только число, но и цифру. Иногда это делают раньше, предлагая запомнить визуально числовую фигуру и со­ответствующую ей цифру, но лучше не спешить, учитывая абст­рактность математических понятий.

Особенности наглядного материала

Любые множества, числовые и цифровые карточки.

Методика обучения

Необходимо научить детей различать понятия:

• количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов);

• число (абстрактное математическое понятие, характеризую­щее общее свойство конечных равномощных множеств);

• цифра (знак для записи чисел).

На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предва­рительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозна­чения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто пу­тают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процес­се многократных упражнений.

Фрагмент 1:

Программная задача: познакомить с цифрой 1.

Наглядный материал: коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка.

Ход:

—Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я?

—Что это? Сколько?

—Как вы думаете, как я догадалась?

—Здесь написана цифра. Что она обозначает?

—Люди придумали цифры, чтобы записывать числа.

—Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в ко­робке только один предмет.

—На что похожа цифра 1?

—Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я.

—Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1.

—Ответьте на вопрос молча, показав карточку.

—Сколько у человека носов?

—На сколько шесть больше пяти?

Фрагмент 2:

Программная задана: познакомить с цифрой 0 и записью чис­ла 10.

Наглядный материал: материал, используемый для обратного счета (10 предметов).

Ход:

Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько оста­лось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет.

—Сколько?

—Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль.

—Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож?

—Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0.
Цифра 1 пишется слева, а ноль справа.

Наши рекомендации