Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения

История библиотековедения подразделяется на два этапа: предыстория библиотековедения (II тыс. до н. э. – XVIII в.);становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины (XIX и XX в.в.). В середине ΙΙΙ тыс. д н.э. шумерийцы изобрели клинопись. От той поры до нас дошло особенно много памятников письменности. Библиотеки Шумера владели искусством хранения текстов. Глиняные таблички помещали в закрытые ящики или корзины, снабжая их этикетками о содержании и характере текста. Далее Античная культура V в. до н.э. расцвет культуры и науки. Культурный центр – Афины. Пергамская библиотека, Александрийская библиотека. Средневековье V-ΧΙ в.в. Феодализм, библиотеки Китая (существовали при монастырях, дворцах, до VΙΙΙ в. была ксилография – печатание на резных досках, далее сменилось на обычное). Византийские библиотеки, культура на основе феод.режима. Публичная библиотека в Константинополе – ΙV в.в. , книги пергаментные……….. И Т. Д.Предыстория библиотековедения (этап библиотековедческой мысли): библиотековедческая мысль древности; библиотековедческая мысль средневековья. Библиотечная мысль начала формироваться вместе с появлением библиотек, как учреждений, предназначенных для собирания, хранения и использования рукописных и печатных книг и других носителей информации. В развитии библиотековедения выделяются два исторических этапа, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Первый их них донаучный - этап библиотековедческой мысли, предыстория библиотековедения, который начинается в середине II тысячелетия до н.э. и заканчивается в XVIII - начале XIX в.; второй - научный, этап собственно библиотековедения, который длится с начала XIX в. по настоящее время. Первый этап характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины. В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения:1. Формально-техническая; 2. Документалистская; 3. Информационная. При этом процесс смены концепций происходил как развитие с удержанием всего ценного и целесообразного. 1 - Сущность библиотековедения сводилась к вопросам практического обустройства библиотек. Немецкий библиотековед М.Шреттингер, который впервые ввел понятие библиотековедения, писал, что это "...практические знания, которые требуют всецело самостоятельного изучения и которые я объединяю понятием "библиотековедение". Некоторую дань этой концепции, хотя и на более высоком уровне теоретического развития, отдала и Л.Б.Хавкина, которая делила библиотековедение на два раздела: "теоретический" и "прикладной" (практический). Лишь во второй половине XX в. данная концепция полностью утратила свое значение, однако сохранившись в "снятом" виде в последующих взглядах на сущность библиотековедения.Господствующее положение в библиотековедении всей первой и отчасти второй половины XX в. занимала документалистская концепция. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателя и документа (главным образом, произведения печати), опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях. Данная концепция была крупным прогрессивным шагом теории по сравнению с формально-технической. Однако со второй половины ХХ в. стала выявляться ее теоретическая недостаточность. Под влиянием информатизации общества, высоких технологий индустрии информации, компьюникации библиотек и других объективных факторов она, начиная с 60-х гг., постепенно стала вытесняться информационной концепцией. Информационная концепция, в отличие от документалистской, ставит во главу угла не документ, не носитель, а информацию. В соответствии со смещением акцента на информацию сущность библиотековедения сводится теперь к теоретическому отражению взаимодействия человека с информацией (в виде публикаций), опосредствуемого библиотекарем. Переход библиотековедения на новую парагму вовсе не означает отмирания документалистского подхода. Речь может идти лишь о снижении статуса и сужении области применения. Если ранее документалистская концепция выступала в качестве всеобщей исходной теории библиотековедения, то теперь она должна рассматриваться в качестве частной, дополнительной по отношению к информационной. Если ранее она распространялась на всю область библиотечного дела, то теперь она должна применяться лишь в тех случаях, когда при библиотековедческом анализе явлений библиотечного дела необходимо рассматривать информацию и форму ее объективации как нечто целое, синкретическое, т.е. как документ (публикацию). Такой подход необходим при анализе процессов комплектования, решении проблем организации библиотечных фондов и т.п.

Переход библиотековедения на информационную парадигму сопряжен со многими далеко идущими теоретическими и практическими последствиями. Согласно новой концепции библиотековедение должно рассматриваться как частный раздел фундаментальной науки информатики Библиотековедение - это институционально ограниченная областью библиотечного дела, преимущественно прикладная, социальная (не техническая) по своему основному содержанию научная дисциплина домена информационных наук. Предмет библиотековедения - обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. Главная научная задача библиотековедения - теоретическое воспроизведение указанного предмета в форме научного знания, т.е. законов, принципов, теорий, понятий и т.п. Иначе говоря, библиотековедение - это научная дисциплина, изучающая законы, принципы, теории, отражающие указанный предмет. Именно в этом заключается современное понимание сущности библиотековедения как научной дисциплины.

Информационная интерпретация сущности библиотековедения требует переосмысления таких ключевых понятий, как библиотека, ее социальные функции и др. Библиотека - это специальное учреждение культуры, осуществляющее индивидуальное по форме реализации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной как в ее фонде публикаций (библиотечном фонде), так и доступных ей информационных сетях. Главная и единственная сущностная социальная функция библиотек - это информационная функция. Все прочие социальные функции являются вторичными и производными от нее. Библиотека изначально была информационным учреждением с точки зрения ее предназначения в обществе.

В освоении информационной концепции отечественное библиотековедение заметно отстало от многих зарубежных стран. К примеру, в США библиотековедение уже давно именуется "библиотечно-информационной наукой". В этой связи актуальная задача современного библиотековедения заключается не в критике прошлой отечественной библиотечной теории и практики, разумеется, не лишенной ошибок, деформаций и научных драм, не в наукообразном манипулировании новомодными англицизмами, хотя ничто не препятствует использованию иностранной лексики, где это неизбежно, не в разработке явно бесперспективных направлений, а во фронтальном переходе библиотековедения на информационную парадигму, предполагающую глубокое переосмысление библиотечной теории, библиотечной практики, библиотечного образования на методологической основе общечеловеческих ценностей.

-Возникновение и становление библиотековедения как научной учебной дисциплины (этап библиотековедения): период единого мирового буржуазного библиотековедения (XIX в.); Интенсивный рост национальных, университетских и других научных библиотек, доступных привилегированным слоям буржуазного общества. Крупные библиотеки: Дрезденская, Мюнхенская, Гарвардская, Кембридская, Библиотека Конгресса и пр. возросли требования к подготовке кадров. -период бифуркации – разделение библиотековедения на социалистическое и буржуазное (ХХ в.); Бифурка́ция — термин происходит от лат bifurcus — «раздвоенный» и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят. Формирование библиотековедения как общественной науки. - период дебифуркации – развитие библиотековедения как единой науки на методологической основе общечеловеческих ценностей (с начала XXI в.).

История развития российского библиотековедения имеет специальную периодизацию: Этап российской библиотековедческой мысли – предыстория российского библиотековедения (XI-XVIII в. в.) Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве в 1037 году. Естественно, что первыми библиотекарями этой библиотеки стали монахи, служившие в монастыре и переписывавшие книги. В 11-12 веках библиотеки при монастырях и храмах возникают в Чернигове, Владимире, Новгороде. В 15-17 веках в Москве появляется Патриаршая библиотека, библиотеки посольского и аптекарского приказов, дворцовые библиотеки, частные книжные коллекции богатых бояр, расширяются библиотеки при монастырях. В начале 18 века в связи с петровскими реформами начинают появляться библиотеки с фондами светской и научной литературы - тогда как раньше в библиотеках хранили литературу главным образом религиозного содержания. И естественно, что в первых публичных библиотеках работали в качестве библиотекарей уже не монахи, а самые разные люди - в большинстве своём образованные, начитанные - писатели, поэты, учёные. 18-19 века ознаменовались как в мировой истории, так и в истории России основанием библиотек, получивших впоследствии общенародное, и даже мировое признание. Это библиотека Британского музея (Англия), библиотека Конгресса (США); в России - Публичная библиотека в Петербурге (ныне РНБ), библиотека Академии Наук, библиотека Румянцевского музея (сейчас РГБ). Повсеместно открывались муниципальные библиотеки. И нужно ещё раз заметить, что к этому времени в библиотеках трудились иногда очень выдающиеся люди, видные деятели науки и искусства. Этап российского библиотековедения:- период российского буржуазного библиотековедения (XIX в.); Буржуазное направление библиотечной мысли дореволюционной России состояло из конгломерата либеральных, мелкобуржуазных и буржуазно-демократических теорий и взглядов. Наиболее значительную роль в развитии библиотековедения сыграли представители буржуазно-демократического библиотековедения. Его идеологи характеризовали библиотечное дело как важную отрасль внешкольного образования, высоко оценивали роль библиотек и их место в самообразовательном чтении трудящихся, высказывали демократические взгляды на общедоступность библиотек для широких кругов населения. Имена: Рубакин, Покровский, Хавкина. Ленинский принцип партийности библиотечного дела существовал, а значит велась пропаганда марксистско – ленинистского мировоззрения через биб-ку, библиотека стала каналом распространения марксистской литературы. Для буржуазного Библиотековедение характерно, несмотря на несомненные достижения в разработке отдельных проблем (вопросы механизации и автоматизации библиотечных процессов, разработка принципов координации комплектования библиотечных фондов, планировка библиотечных зданий и др.), отсутствие единой теоретической концепции. Последнее связано с присущими буржуазному Библиотековедение объективистскими тенденциями, сущность которых заключается в попытках представить библиотеку, вопреки действительному положению, как учреждение, стоящее вне политики, вне влияния идеологии господствующего класса, собирающее литературу различных политических направлений и предоставляющее её для пользования любым читателям. Это приводит представителей буржуазного Библиотековедение к отрицанию объективных закономерностей развития библиотечного дела, что подрывает теоретические основы Библиотековедение как самостоятельной отрасли науки и сводит его к комплексу организационно-технических вопросов. - период российского социалистического библиотековедения (ХХ в.); 1936 г. Всесоюзное совещание по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии под руководством Крупской, углубление в марс.-ленин.основы и изучение проблем организации массового чтения, рассматривалась проблема отставания библ.теории от библ.практики. Углубление в изучение соц.фун-ий биб-к, методику обслуж.читателей, пропаганду книги. Для советского Библиотековедение руководящее значение имели указания В. И. Ленина о библиотечном деле, решения съездов Коммунистической партии, декреты и постановления Советского правительства, определившие создание и рост библиотечной сети, совершенствование организации и повышение воспитательной роли библиотек. В становлении советского Библиотековедение велики заслуги Н. К. Крупской, которая сначала как председатель Главполитпросвета (1920-1930), а затем как заместитель наркома по просвещению (с 1929) повседневно руководила работой библиотек. Н. К. Крупской принадлежит большая роль в развитии общетеоретических основ советского библиотечного дела, в первую очередь в разработке вопросов специфики советской библиотеки, принципов организации библиотечного дела в Советском государстве, принципов руководства чтением, библиотечной работы с детьми и т.д. Значительный вклад в развитие советского Библиотековедение внесли библиотековеды Н.Амбарцумян, В.В. Васильченко, Ю.В. Григорьев, А.В. Клёнов, Л.Н. Троповский, Г.Г. Фирсов, Е.И. Хлебцевич, Е.И. Шамурин, О.С. Чубарьян и др.

Для русского дореволюционного Библиотековедение большое значение имела деятельность библиотековедов В. И. Собольщикова, Л. Библиотековедение Хавкиной, К. Н. Дерунова, Н. А. Рубакина, П. М. Богданова и др. период соединения российского библиотековедения с мировым библиотековедением на основе общечеловеческих ценностей (XXI в.).

Наши рекомендации