Вопрос 2. Разнообразие экологических сказок для дошкольников
Лекция: Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста
План лекции:
1. Значение экологических сказок.
2. Разнообразие экологических сказок для дошкольников.
3. Особенности экологических сказок.
4. Методика использования экологических сказок в работе с дошкольниками.
5. Сочинение экологических сказок с детьми.
Литература дополнительная:
1. Короткевич О.Г. Роль сказки в формировании экологической культуры детей // Экалогія. – 2008. - № 5, № 7.
2. Петрыкевіч А.А. Выкарыстанне экалагічнай казкі ў падрыхтоўцы старшых дашкольнікаў да заняткаў-сустрэч з жывой прыродай // Новые технологии воспитания и обучения дошкольников. – Могилев, 1996. – С. 142-144.
3. Приключения экоколобка (экологические сказки для детей дошкольного возраста) / Под ред. Н.А.Ярошевой. – Мозырь, 1999.
4. Рыжова Н. А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и предания. – М., 2002. – 190 с.
5. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. – 1995. – Вып. 4(8). – С. 3-10.
6. Сказки в экологическом воспитании младших школьников. – Витебск, 1999.
7. Тихонова А. Восприятие познавательной сказки // Дошк. восп. – 1960.- № 6.
8. Удовенко А. Особенности экологической сказки // Дошк. восп. – 1993. - № 7.
9. Удовенко А. Экологическая сказка. // Дошк. восп. – 1993. - № 3. – С. 32-34.
10. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М., 2002 . – 104 с.
11. Экологические сказки. / Под ред. Л.П.Молодовой. – Мн., 1999.
Вопрос 1. Значение экологических сказок
Экологическая сказка получила неоспоримое призвание в дошкольных учреждениях.
Чем объясняется обращение педагогов к экологической сказке?
1. Известно, что форма сказки наиболее доступна для дошкольников.
2. Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства
3. Сказка заставляет переживать вместе с героями.
4. Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они должны сообщать детям новые сведения о природе. Ошибка, неточность в описании факта, явления может быть воспринята детьми как правда. Так сказка В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» позволяет познакомить дошкольников с миром насекомых. Через нее дети получают научные знания о муравьях и их поведении, различных видах жуков, клопах (водомерка), стадиях развития и видах бабочек (гусеницы листовертки, пяденицы), а также о паукообразных. Сказка «Терентий-тетерев» позволяет дать детям представления о жизни в лесу в зимний период. При работе с данной сказкой педагог может познакомить детей со многими видами зверей и птиц, которые активны в лесу в зимний период, рассказать детям о том, где прячутся животные в зимние холода, чем питаются. Представления о смене времен года, образе жизни птиц и зверей, взаимосвязях в природе дети получают при работе со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
5. Сказка формирует бережное отношение ребенка к животным. Например, сказка К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Из этого произведения дети получают также достаточно сведений об образе жизни лошади, о том, как лошади помогают человеку.
6. Сказка дает новые представления, которые влияют на последующие поступки детей. Даже слушая сказку, младшие дошкольники ставят себя в позицию героя сказки, иногда даже пытаются вмешаться в ход действия. Старшие дошкольники пытаются занимать позицию постороннего наблюдателя.
7. Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.
8. Чтение экологических сказок решает в большей степени задачи формирования экологических представлений (о взаимосвязях существующих в природе, о потребностях объектов природы, об их приспособлениях к условиям существования и др.), реже – задачи формирования нравственного отношения к природе. Такое одностороннее использование произведений лишает ребенка возможности осознать, почувствовать эстетическую ценность объектов природы.
Вопрос 2. Разнообразие экологических сказок для дошкольников
Известны разнообразные классификации сказок.
Различают бытовые и волшебные; авторские и народные и др.
Существуют разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиций лингвиста, фольклориста, литературоведа. Наш анализ показал, что сказки в большинстве своем «экологичны»: в них нашло отражение
· осмысление человеком окружающего мира,
· изменение взаимоотношений людей со средой обитания.
Так, в течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, непознанное. В сказках народов мира леса, болота обычно населены духами лешими, кикиморами и прочими «отрицательными персонажами».
Со временем природа становится все более понятной человеку, он постигал ее законы, учился использовать ее богатства. Теперь он выражает в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля называется ласково – матерью-кормилицей. Бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же: удовлетворит его потребности в пище, крове и т.п.
Чем старше становилось человечество, тем активнее оно стремилось покорить природу, взять у нее как можно больше богатств, подчинить своей воле. Сказки впитывали исторический опыт человечества.
В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции и праздники.
Во многих сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жареные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучие леса.
Особое внимание уделяется животным – помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определенных условиях (в которые их поставил человек) – например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе еще пригожусь!». А отношение Емели и Щуки или Старика и Золотой Рыбки – это уже настоящий шантаж со стороны человека.
При анализе сказок можно выделить группу животных, которых люди считают своими врагами. Это, как правило, хищные звери. Например, во многих народных сказках волк – злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и его хозяйства. В то время как большинство травоядных животных, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наделяют положительными чертами.
У многих детей и взрослых благодаря сказкам формируются стереотипы: хищные животные – плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи.
Дети очень хорошо усваивают характеристики животных – героев сказок: волк–злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый и т.д. Очень часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на корову.
Во многих сказках нашло отражение деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Например, отрицательная характеристика крота и жабы в сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Такое отношение автора к персонажам передается и детям. С другой стороны, Э. Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал тем самым у детей доброе отношение к этому животному, которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что волк в русских сказках.
В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца. В сказках североамериканских индейцев отчетливо ощущается почтительное отношение к природе – как к живой, так и неживой (например, к камням, горам, солнцу).
Существует еще один тип сказок, которые многими педагогами рассматривается как природоохранные, хотя на самом деле также отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ дает нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место охоты), а затем делается вывод о том, что именно поэтому природу надо беречь.
Такая потребительская точка зрения прочно укоренилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930-1970-ые гг., когда в литературе воспевались покорение и завоевание природы. В этот период господствовала установка «человек – хозяин природы», и авторы ряда сказок воплощали такой стереотип в своих произведениях. В авторских сказках того времени, как правило, подчеркивалась красота природы, описывался сбор букетов цветов, ловля рыбы или бабочек для того, чтобы показать их друзьям и вместе с ними «насладиться» природой.
Несмотря на разнообразие и многочисленность авторских сказок, среди них на удивление мало таких, которые несут достоверную информацию о природе (такие сказки называются познавательные). Авторские сказки отражают взгляды авторов на окружающую среду и человека, уровень знаний авторов о природе. Часто авторские сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивить и рассмешить детей.