Тема 2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Утверждена на заседании кафедры

Общей педагогики

(протокол №__ , «_______ » 2010 г.)

Зав. кафедрой

__________________ ( ______ )

Подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность - 050706.65 Педагогика и психология

Цикл – ОПД Ф 14

Разработана на основании

ГОС ВПО (2000г. с изменениями 2005 г.)

Конькина Е.В. к.п.н., доцент

кафедры общей педагогики

Оренбург 2010

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины — формирование у студентов в процессе изучения законодательной и нормативной базы функционирования системы образования РФ правовых знаний и умений, необходимых для работы в образовательном пространстве,

Задачи курса:

- раскрыть роль правовых знаний в современной системе российского образования;

- изучить основы законодательства, регулирующие отношения в сфере образования;

- раскрыть основные принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен иметь представление о:

- об отраслях права;

- правовой культуре, как важной составляющей профессионального мастерства;

- государственной политике в области образования.

Студент должен знать:

- основные законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования;

- основные законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования Особенности управления образовательными учреждениями;

- полномочия, права и обязанности субъектов образовательного процесса;

- формы государственного контроля за качеством образовательного процесса.

Студент должен уметь:

- применять в своей профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие отношения в системе образования;

- оказывать необходимую помощь коллегам и обучающимся по правовым вопросам;

- грамотно оценивать управленческие решения и адекватно реагировать на них.

Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах)

Виды учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия (всего)  
Лекции  
Практические занятия (семи­нары)  
Лабораторные работы -  
Самостоятельная работа  
Курсовые работы (рефераты) -  
Вид итогового контроля (за­чет, экзамен)   Зачет
Зачетные единицы    

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Наименование тем Лекции Семинары, практикумы
1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования 2 ч.  
2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ 2 ч. 2 ч.
3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности 2 ч.  
4. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений 2 ч. 2 ч.
5.Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного пространства 2 ч. 2 ч.
6.Основные правовые акты международного образовательного законодательства. 2 ч. 2 ч.
7. Платная образовательная и коммерческая деятельность образовательных учреждений 2 ч. 2 ч.
8.Договорные отношения в системе образования 2 ч.  
9. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. 2 ч.  
Итого: 22 ч. 14 ч.

Содержание разделов дисциплины

Тематика лекций

Тема 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования[

Понятие образования. Основные структурные элементы системы образования. Система образования в Российской Федерации. Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственные и муниципальные органы управления образованием, уровень их компетенции. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования.

Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ «Об образовании» и Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой.

Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права.

Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.

Создание образовательного Кодекса Российской Федерации.

Тема 2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ

Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Наши рекомендации