Тема 2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Утверждена на заседании кафедры
Общей педагогики
(протокол №__ , «_______ » 2010 г.)
Зав. кафедрой
__________________ ( ______ )
Подпись
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность - 050706.65 Педагогика и психология
Цикл – ОПД Ф 14
Разработана на основании
ГОС ВПО (2000г. с изменениями 2005 г.)
Конькина Е.В. к.п.н., доцент
кафедры общей педагогики
Оренбург 2010
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины — формирование у студентов в процессе изучения законодательной и нормативной базы функционирования системы образования РФ правовых знаний и умений, необходимых для работы в образовательном пространстве,
Задачи курса:
- раскрыть роль правовых знаний в современной системе российского образования;
- изучить основы законодательства, регулирующие отношения в сфере образования;
- раскрыть основные принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший данную дисциплину, должен иметь представление о:
- об отраслях права;
- правовой культуре, как важной составляющей профессионального мастерства;
- государственной политике в области образования.
Студент должен знать:
- основные законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования;
- основные законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования Особенности управления образовательными учреждениями;
- полномочия, права и обязанности субъектов образовательного процесса;
- формы государственного контроля за качеством образовательного процесса.
Студент должен уметь:
- применять в своей профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие отношения в системе образования;
- оказывать необходимую помощь коллегам и обучающимся по правовым вопросам;
- грамотно оценивать управленческие решения и адекватно реагировать на них.
Объем дисциплины и виды учебной работы
(в часах)
Виды учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции | ||
Практические занятия (семинары) | ||
Лабораторные работы | - | |
Самостоятельная работа | ||
Курсовые работы (рефераты) | - | |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | Зачет | |
Зачетные единицы |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий
Наименование тем | Лекции | Семинары, практикумы |
1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования | 2 ч. | |
2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ | 2 ч. | 2 ч. |
3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности | 2 ч. | |
4. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений | 2 ч. | 2 ч. |
5.Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного пространства | 2 ч. | 2 ч. |
6.Основные правовые акты международного образовательного законодательства. | 2 ч. | 2 ч. |
7. Платная образовательная и коммерческая деятельность образовательных учреждений | 2 ч. | 2 ч. |
8.Договорные отношения в системе образования | 2 ч. | |
9. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. | 2 ч. | |
Итого: | 22 ч. | 14 ч. |
Содержание разделов дисциплины
Тематика лекций
Тема 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования[
Понятие образования. Основные структурные элементы системы образования. Система образования в Российской Федерации. Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственные и муниципальные органы управления образованием, уровень их компетенции. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования.
Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ «Об образовании» и Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой.
Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права.
Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.
Создание образовательного Кодекса Российской Федерации.
Тема 2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ
Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.