Требования к оборудованию помещения для занятий адаптивной физкультурой

Для проведения занятий адаптивной физкультурой выделяется помещение со свободной от предметов разминочно-игровой зоной, размеры которой должны быть достаточными для группы (подгруппы) детей, выполняющей различные комплексы упражнений, для организации подвижных игр. Эта зона должна иметь четкие ограничения (контрастная разметка пола, резиновые коврики, сетка, шнур, рельефный бордюр), чтобы дети, находясь в ней, не боялись столкнуться с предметами спортивного инвентаря и имели возможность самостоятельно ориентироваться и передвигаться. Стационарное оборудование и снаряжение, опасное при столкновении, располагается в 2-3 м от игровой зоны.

Необходимыми санитарно-гигиеническими требованиями к проведению занятий по адаптивной физкультуре в зале являются влажная уборка пола (к моменту проведения занятия пол должен быть сухим), чистый воздух, температура 19-20°С. Освещенность помещения - от 500Лк до 1000Лк.

Для проведения занятий используется следующий инвентарь:

- стандартный комплекс спортивного оборудования, обязательного для проведения физкультурных занятий в массовом детском саду;

- специальное оборудование: напольные и настольные зрительные, звуковые и осязательные ориентиры, обеспечивающие условия для пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения;

- комплекс тренажеров, адаптированных для работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками: они должны быть стабильно расположены в зале и иметь к себе свободный доступ.

Используется специальное оборудование, способствующее развитию умения правильной ходьбы, развития навыка правильной осанки, профилактики плоскостопия: тележка-трость, дорожка для обучения отдельным элементам шага и прямолинейности ходьбы, ребристые дорожки, горки, ступеньки, деревянные платформы.

Атрибуты занятий (гимнастические палки, обручи, мячи, кегли, мешочки с песком, скакалки, ленточки, флажки) должны быть, по возможности, озвученными. Для детей с остаточным зрением и слабовидящих необходимы яркие, цветные пособия и инвентарь. Все атрибуты должны быть исправны и безопасны для здоровья детей.

Основу оборудования составляют тренажеры, выполнение движений на которых носит циклический характер. Наиболее удобны для дошкольников такие тренажеры: «Беговая дорожка», «велотренажер», «Диск здоровья», «Педаль», спортивный комплекс Рыбакова, а также адаптационная дорожка (состоящая из различных покрытий). Выполняемые на них упражнения развивают практически все основные группы мышц ребенка. Наряду с перечисленными тренажерами в зале целесообразно разместить тренажеры, предусматривающие выполнение движений ациклического характера. Данные тренажеры отвечают сугубо специфическим требованиям физического развития детей с нарушениями зрения (например, тренажеры для развития вестибулярной функции и быстроты реакции).

Для формирования у детей с тяжелой патологией зрения представлений о движении широко применяются средства наглядности: объемная и шарнирная куклы, динамические модели для показа элементов движения, рельефные изображения различных положений частей тела человека в покое и движении. Большое значение придается техническим средствам, позволяющим ребенку самостоятельно проверять качество выполняемого движения (стойка с ограничительной планкой, специальная доска с ограничителями, градуированный экран).

Весь инвентарь, находящийся в помещении, должен иметь яркую окраску, что значительно улучшает пространственную ориентировку детей как слабовидящих, так и с остаточным зрением.

Наши рекомендации