Актуальные направления развития среднего профессионального образования в Российской Федерации

Системе среднего профессионального образования (далее – СПО) долгое время не уделялось должного внимания как со стороны государства, так и со стороны институтов гражданского общества. Однако в течение последних двух лет ситуация изменилась. В последнее время в развитии системы СПО наблюдается ряд позитивных моментов. Количество поступающих в учреждения СПО ежегодно растёт. По отношению к отдельным отраслям начинает формироваться государственный заказ на подготовку кадров. Так, в 2015 году, Правительство РФ утвердило план для оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы, в соответствии с которым ежегодно будет осуществляться подготовка 6000 студентов и повышение квалификации 210 000 сотрудников отрасли.

В логике реализации технологической инициативы Президентом был сформулирован ряд поручений Правительству Российской Федерации и заинтересованным организациям по вопросам образования и подготовки кадров. В рамках поручения Президента РФ 50% учреждений СПО к 2020 году должны осуществить первый выпуск по новым и перспективным профессиям.

Особое внимание уделяется развитию инженерного образования. Например, внедряется прикладной бакалавриат - когда в образовательной программе больше времени и внимания отводится практике и практической работе. В ряде образовательных организаций за счет возврата к системе дуального образования время на обучение в ходе практической работы на предприятии увеличилось до 50%.

Расширяется сотрудничество системы профобразования с работодателями. На передовых предприятиях российской промышленности (Ковровский оружейный завод, корпорация «Иркут», Уралвагонзавод, Ульяновский оружейный завод и т.д.) учреждения СПО напрямую связаны с производством, и производства поддерживают образовательные учреждения, понимая, что это их ключевой ресурс развития. Студенты осваивают лучший отечественный и мировой опыт культуры труда, улучшаются условия получения образования. На федеральном уровне поддерживаются региональные программы развития профессионального образования. Политехнические колледжи оснащаются современным высокоточным оборудованием (как пример, станки с ЧПУ). Самостоятельно разрабатываются технологии обучения.

В этом году начинается создание самых современных межрегиональных центров компетенций (далее МЦК) для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования, на которых будет проходить экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50. Первые семь центров появятся в Тюменской, Московской, Ульяновской, Свердловской областях, Хабаровском крае, Республике Татарстан и Республике Чувашия. На финансирование, определенных в рамках конкурсного отбора 7 МЦК, в 2016 году из средств федерального бюджета предусмотрено 900 млн рублей, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации – более 1 млрд рублей, из средств работодателей – более 300 млн рублей.

Последние несколько лет Россия активно участвует в движении WorldSkills, иначе "Молодые профессионалы". На последнем мировом чемпионате по профессиональному мастерству российская команда завоевала шесть медалей за высшее мастерство. Чемпионат мира в 2019 году по профессиональному мастерству будет проведён в нашей стране, в Казани, что свидетельствует о признании качества работы и внимания, которое уделяется сфере профессионального образования. Тренировки национальной сборной и для подготовки к национальным и к международным чемпионатам будут проводиться на базе создаваемых центров компетенций.

В тоже время понятно, что появление таких интересных явлений как Worldskills, JuniorSkills, Абилимпикс, привлекает внимание к рабочим профессиям, но по сути это лишь инструмент оценки подготовки, а не инструмент реальной системы образования. Это возможность посмотреть насколько обучающиеся, которые проходят обучение по образовательным программам СПО, реально соответствуют требованиям международного рынка труда по данным профессиям. К сожалению, те компетенции Worldskills, которые сейчас на передовой, зачастую, не востребованы. В большинстве своем даже такого оборудования, на котором они выигрывали чемпионаты, просто нет у работодателя. Конечно, здорово иметь в своем составе амбициозных победителей чемпионатов Worldskills, но работодателям нужны не только гении, им нужны люди, которые умеют хорошо работать.

Поэтому возникает некий диссонанс. Необходимо повышать, в первую очередь, средний уровень выпускников СПО, а не только ориентироваться на чемпионов, которых единицы.Для этого очень важна широта охвата такими подходами всех межрегиональных связей, которые будут нарабатываться МЦК. Начиная от мониторинга деятельности управления по ключевым показателям, которым должен заниматься наблюдательный совет МЦК, в состав которого наряду с представителями Агентства стратегических инициатив, Агентства развития профессиональных сообществ рабочих кадров Worldskills, должны входить и представители Профсоюза. Всем участникам этого непростого процесса открывается поле для взаимодействия, для развития, для выстраивания тех устойчивых связей, которые в будущем позволят этой структуре эффективно функционировать.

Пока невозможно говорить о соответствии нашего профобразования мировым стандартам, поэтому на ближайшие пять лет разработан специальный комплекс мер по совершенствованию профессионального образования, в том числе его техническому переоснащению.

При этом существует ряд проблем, которые на сегодняшний день не позволяют системе СПО обеспечивать необходимый для технологического развития экономики страны рост человеческого капитала. Работодателями традиционно отмечается, что выпускники учреждений СПО не удовлетворяют требованиям промышленности даже сегодняшнего дня. В результате соискатели со средним специальным образованием составляют одну пятую часть от общего количества безработных.

С 2007 по 2012 годы профессиональные образовательные организации были постепенно переданы на региональный уровень. Регионализация системы СПО привела к размыванию системы методических служб, от которой во многом зависит способность преподавателей проводить обучение под задачи будущего. Образовательные программы разрабатываются и реализуются в отрыве от профстандартов, по ряду специальностей профстандарты еще не созданы. Отсутствует система объективного оценивания качества подготовки выпускников. В некоторых организациях теоретическая подготовка студентов по-прежнему занимает 94,5% учебного времени. Преподавание зачастую ведётся по устаревшим технологиям и методикам преподавания с использованием устаревшего оборудования, полученного в результате списания.

Многие преподаватели СПО не имеют педагогического образования, и для них задача самостоятельной разработки эффективных рабочих программ оказывается трудновыполнимой. Министерством образования и науки РФ обучение педагогов СПО запланировано на 2016 год, а работа по созданию методических центров в планах вообще отсутствует, в то время как именно от качественного методического обеспечения во многом зависит способность преподавателей проводить обучение под задачи будущего. Развитие соревновательного пространства при всей своей значимости не приводит к появлению общедоступных перспективных методик обучения и массового повышения качества профессионального образования.

Сохраняется один из основных общественных запросов к системе СПО – возвращение ступени начального профессионального образования в систему профессионального образования России, поскольку в результате её ликвидации исчезли такие значимые для региональных экономик профессии, как слесарь-наладчик, слесарь механосборочных работ и т.д.

Важной задачей для системы СПО является обеспечение высококвалифицированными педагогическими кадрами, в том числе мастерами производственного обучения.

На основе полученных данных, представленных региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза, удалось установить следующее: образовательный ценз педагогических работников системы СПО достаточно высок. Удельный вес лиц с высшим образованием в общей численности педагогических работников в образовательных организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена составляет 90%. Более трети преподавателей, мастеров производственного обучения и методистов имеют высшую квалификационную категорию. По данному показателю не наблюдается существенных различий по субъектам Российской Федерации.

Однако одной из главных проблем кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. В организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, основную долю составляют педагогические работники в возрасте от 40 до 59 лет (55 %), при этом 16,8 % перешагнули 60-летний рубеж. В организациях, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, значительную долю составляют преподаватели в возрасте от 40 до 59 лет (45,7 %), 20 % преподавателей находятся в возрасте старше 60 лет, доля молодых работников в возрасте до 30 лет составляет лишь 12,2 %.

Одним из способов решения задачи по привлечению молодых квалифицированных кадров из производственной сферы в систему СПО является повышение уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения. В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, динамика соотношения средней заработной платы работников образовательных организаций СПО и средней заработной платы по региону должна предусматривать поэтапное повышение с 75 % в 2013 году до 100 % в 2018 году.

Вместе с тем повышению уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения могло бы способствовать софинансирование со стороны работодателей. Поскольку преподаватель, мастер производственного обучения, который в рамках дуального обучения находится на предприятии, выполняет производственные задачи со студентами, может быть, в том числе стимулирован и работодателем. В образовательных организациях, где предприятия включаются в подготовку, предоставляют свои кадры для обучения студентов, заработная плата и кадровый состав имеет достаточно высокий уровень.

Система СПО нуждается в развитии многоканального финансирования системы подготовки кадров. Остро стоит вопрос создания модели софинансирования государственной системы среднего профессионального образования со стороны бюджетов различных уровней и хозяйствующих субъектов, являющихся заказчиками на подготовку квалифицированных кадров. Необходимы механизмы привлечения средств работодателей и чёткое понимание перспектив софинансирования, разработка моделей налогообложения предприятий, упрощающих участие в финансировании подготовки кадров.

Уже несколько лет Минобрнауки Росии целенаправленно сокращает бюджетные места на направлениях повышенного, но не всегда оправданного спроса экономических, гуманитарных и так далее, - и напротив, увеличивает их число на инженерных, естественнонаучных, медицинских, педагогических и других программах, выпускники которых востребованы экономикой и социальной сферой. И при этом конкурс на инженерно-технические и педагогические направления подготовки год от года растёт

Объем и структура контрольных цифр приема (далее – КЦП) формируется на основе предложений субъектов Российской Федерации, крупнейших работодателей и согласованы с федеральными министерствами. При распределении контрольных цифр бюджетного приёма Минобрнауки России исходит из потребностей регионов и отраслей. В контрольных цифрах бюджетного приёма на будущий год учтены пожелания 13 тысяч ведущих российских работодателей. При распределении бюджетных мест учитывается потенциал образовательной организации на основе мониторинга эффективности деятельности, информация по трудоустройству выпускников по данным Минтруда России на основе сведений из центров занятости регионов и др.

Общероссийский Профсоюз образования на федеральном уровне принимает участие в распределении контрольных цифр приема, осуществляет общественный контроль и прозрачность работы комиссии, следит за соблюдением прав и интересов членов Профсоюза в составе конкурсной комиссии по проведению конкурса на установление имеющим государственную аккредитацию образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования КЦП граждан по специальностям и профессиям для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам СПО.

По итогам конкурса в 2016 году на решение Комиссии было вынесено распределение контрольных цифр приема по 205 профессиям и специальностям среднего профессионального образования на 2017/18 учебный год среди 488 участников, допущенных к конкурсу.

Утвержденный объем КЦП для образовательных организаций высшего образования по специальностям СПО составляет 57 740 мест по очной форме обучения, что на 11,7% меньше, чем в прошлом году. По результатам конкурса распределено 57 000 мест, что составляет 98, 7% от общего объема. (в 2016 году 98,3%). Не распределено 740 мест.

Произошло большое сокращение объема КЦП для профессиональных образовательных организаций по специальностям СПО. Утвержденный объем КЦП для профессиональных образовательных организаций по специальностям СПО составляет 2 915 мест, что на 88,3% меньше, чем в прошлом году. По результатам конкурса распределено 2 849 места, что составляет 97, 9% от общего объема. Не распределено 66 места.

Утвержденный объем КЦП для профессиональных образовательных организаций по профессиям СПО также сократился и составляет 12 524 места, что на 40,8% меньше, чем в прошлом году. Распределено – 8 317 мест (66,4%), не распределено 4 207 мест. Все нераспределенные места уходят в бюджет, за счет чего происходит экономия средств.

Общий объем КЦП разделен на федеральную и региональную составляющую (по каждому субъекту Российской Федерации) для обеспечения сохранения в регионах подготовки востребованных экономикой кадров. Такое серьезное снижение объемов КЦП на федеральном уровне объясняется Минобрнауки России увеличением объемов КЦП региональной части. Такое распределение контрольных цифр приема вызывает еще большую необходимость перед региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза осуществлять общественный контроль и прозрачность работы комиссии, следить за соблюдением прав и интересов членов Профсоюза в составе конкурсной комиссии по распределению КЦП по программам СПО в регионах.

В нашей стране в 60-80-е годы 50% учащихся получали среднее профессиональное образование, а остальные 50% — шли в вузы. В 2000-х годах пропорция изменилась: 80% выпускников школ поступали в вузы, лишь 20% – в колледжи. На сегодняшний день вектор меняется: 42% учащихся идут в колледжи. По сравнению с высшей школой СПО – эффективный и доступный образовательный вектор, который при более низких амбициях учащегося, приводит его к более раннему профессиональному старту на рынке труда. По мнению большинства экспертов, образовательная траектория, включающая в себя обучение в колледже, дает выпускнику серьезные конкурентные преимущества в плане востребованности на рынке труда.

В апреле 2016 года были представлены результаты исследования колледжей России "Навигатор абитуриента: колледжи России 2016". Навигатор дает информацию выпускникам и их родителям о том, с какими знаниями поступали в различные учреждения среднего профессионального образования на те или иные специальности абитуриенты прошлого года. В этом году в нем приняло участие 977 колледжей (в прошлом году – 664) из 48 регионов России. Это составляет примерно треть от общего количества российских техникумов и колледжей, по ряду регионов охват составил до 100% системы СПО.

Рейтинг колледжей отражает те сдвиги, которые произошли в экономике страны последние годы: наблюдается рост интереса к инженерным специальностям и оборонно-промышленному комплексу. Растут зарплаты, так, средняя зарплата квалифицированного сварщика составляет сегодня 60 тысяч рублей. Кроме того, СПО дает преференции при поступлении в вуз.

Образовательные организации все больше ориентируются на работодателей, а их, в первую очередь, интересуют прикладные компетенции будущих работников. Обладателям таких компетенций работодатели готовы предложить и интересные рабочие места в высокотехнологичных областях, и приличную зарплату.

Об усилении внимания региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза к повышению тиража, совершенствованию содержания и порядка подготовки публикаций газеты «Мой Профсоюз» как единственного на сегодняшний день издания, объединяющего деятельность всех региональных (межрегиональных) организаций

Развитая система информационной работы (или, что более правильно - PR-деятельности профсоюзной организации) представляет собой один из ключевых элементов просвещения и обучения профсоюзного актива, укрепления социального партнерства; сохранения, укрепления и развития организации.

Газета «Мой Профсоюз» на сегодняшний день единственное издание, которое объединяет деятельность всех региональных (межрегиональных) организаций. Однако тираж газеты по ряду объективных причин, а также в связи с развитием региональных профсоюзных СМИ, падает.

Сегодня, пока Интернет не стал «всеобщим достоянием» и единое информационное пространство Профсоюза недооформлено, газета объективно продолжает играть объединяющую роль организации. Поэтому следует увеличивать подписку и (а это самое главное) всем региональным (межрегиональным) организациям следует принимать активное участие в освещении событий своих профсоюзных организаций на страницах газеты.

Успешный и планомерный опыт публикаций материалов по вопросам правовой деятельности Профсоюза, который реализуется в «Год правовой культуры в Профсоюзе», объявленный в 2016 году диктует необходимость введения графика публикаций и подготовки специализированных региональных выпусков газеты по всем направлениям деятельности региональных (межрегиональных) организаций.

Эту работу следует начать уже в сентябре 2016 года и продолжить в 2017 году – предложив организациям график, тематику и проблематику поступающих публикаций. Ответственными за исполнение крайне важного для информационного обеспечения деятельности Профсоюза мероприятия следует считать отдел по связям с общественностью аппарата ЦС Профсоюза и специалистов по информационной работе региональных (межрегиональных) организаций.

Стоит также продолжить работу в организациях Профсоюза по созданию сети внештатных корреспондентов, работающих не только на местные, региональные (межрегиональные) СМИ, но и на интернет-портал и газету Профсоюза; проведению их системного обучения на региональном и местных уровнях (как это уже делается в ряде организаций, напр. Ставропольской, Красноярской, Пермской краевой, Чеченской и Марийской республиканской, Саратовской областной и ряде других организаций). К этой работе также активнее следует привлекать представителей наших социальных партнеров и СМИ, журналистов, студентов факультета журналистики ВУЗов, членов Советов молодых педагогов и иных педагогических и профсоюзных объединений. Следует также предусмотреть обязательное (один раз в два года) обучение информационных работников региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза. Следуя этому, очередное обучение этой категории специалистов должно пройти в 2017 году (предыдущее прошло в 2015 г. в рамках ВПШ Профсоюза).

Справочный материал

Наши рекомендации