Ознакомление со словесным составом предложения

Задачи. Закрепить знания о том, что каждое предложение выражает законченную мысль. Дать представление, что предложение состоит из слов, а слов в предложении может быть разное количество, т.е. предложения бывают длинные и короткие. Дать представление о том, что слова в предложениях располагаются в определённой последовательности. Учить детей определять место слова в предложении.

Первые занятия по ознакомлению детей с предложениями должны быть построены на наглядно материале. Используются полоски, они обозначают слова; графическое изображение предложений (мелом на доске чертятся линии на каждое слово, соответственно обозначается первое слово, что оно пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.); словесная линейка; любой раздаточный материал (отложите столько кубиков, сколько слов в предложении); движения, шумовые игрушки; карандаши; счёт на пальцах.

Разновидности заданий.

- придумай предложение по схеме;

- я назову предложение, а вы запишите, зарисуйте;

- придумай предложение из 3-ёх слов;

- повтори моё предложение, но вместо последнего слова скажи своё;

- придумай предложение про зиму из данных слов.

Ознакомлению детей со словесным составом предложения отводиться примерно 5 – 6 занятий. Где параллельно закрепляются знания по звуковой культуре речи и по ознакомлению детей со словом и предложением.

Основу ознакомления детей со словесным составом предложения представляют варианты игр, разработанных Беляковой «Живые слова». Эта игра способствует решению таких задач, как осознание детьми последовательности слов в предложениях и выделению каждого входящего в предложение слова.

На первом занятии воспитатель знакомит детей с игрой «Живые слова». Выбирают трёх детей – они будут словами. ( - Встаньте в ряд. Вы будете слова: Оля, ты будешь словом «дети», Света будет словом «весело», Таня – слово «играют».) закрепляют каждая своё слово.(- Сейчас слова-дети называют себя по очереди и дают руку слову – соседу.) Какое предложение получилось? (Слова, встаньте там, где вам нравиться. Где стоит слово «дети»? ) Затем снова встают рядом, ещё раз произноситься предложение. Проводиться анализ, делается обобщение.

На этом же занятии даётся представление о последовательности слов в предложении. Проводиться игра «Хор».

Требования к игре «Хор». 1) чтобы создать проблемную ситуацию, подбираются слова с одинаковой слогово-ударной системой; 2) дети должны произносить все слова одновременно. Чтобы прийти к выводу, что несколько слов одновременно можно произнести только в хоре. Один человек одновременно произнести несколько слов не может. Поэтому в предложениях слова произносятся одно за другим, каждое слово имеет своё место.

На последующих занятиях можно давать другие задания.. Например:

1. задания на распространение предложения: а) добавь слово; б) угадай слово (первые два слова воспитатель называет вслух, а последнее говорит на ухо третьему ребёнку; остальные дети

отгадывают, какое третье слово в предложении);

Требования: 1) следить за согласованностью слов в предложении; 2) задания, где учим детей ставить слова по-порядку так, чтобы предложение было понятно по смыслу.

2. в игре учить ставить слова по- порядку - «Угадай, какое слово заблудилось?». Воспитатель вызывает четырёх детей. Даёт каждому слова: лежит, норы, лиса, около. (- Вам понятно, о чём говорят эти слова? Предложение это? (нет) Почему? (слова стоят не по-порядку) Слова заблудились. Их надо правильно расставить. (дети расставляют) Получилось предложение? Затем из этих же слов составляются другие варианты предложения.

3. игры на замену слов в предложении - «Узнай, что изменилось», «Путаница».

Методика ознакомления детей со слоговым составом слова.

Задачи. Дать представление, что слово состоит из частей, что слоги следуют один за другим в определённой последовательности. Учить делить слова на части. В зависимости от количества слогов, слова бывают длинные и короткие.

Требования к организации и проведению первых занятий по слоговому составу слов:

1. слова берутся двухсложные.

2. говорим термин «часть», а не «слог», термин «слог» вводиться позднее.

3. выявляется первая часть слова, затем вторая часть слова.

4. использовать многократные упражнения в проговаривании слов по частям.

5. на занятии подводить вывод, что слова состоят из частей, которые следуют один за другим.

Методические приёмы.

v Схематическое изображение слогового состава анализируемого слова.

v Подбор слов с определённым количеством слогов.

Дети вспоминают соответствующие слова или выбирают из ряда картинок те названия, которые состоят из заданного количества слогов. Задание даётся словесно или с помощью схемы.

v Подбор слов с определённым слогом (о, ба, о и др.). место слога может быть заданным.

v Подбор слов начинается с определённого слога. Воспитатель называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова.

v Перестановка слогов в слове (мышка – камыш).

Ознакомление детей с ударением.

Задачи. Учить детей выделять голосом ударную часть. Показать детям, что от перестановки ударения меняется значение слова.

Основными признаками ударения являются: более длительное и сильное произношение ударного слога и самого ударного звука.

Наши рекомендации