Здоровый образ жизни и его составляющие

Образ жизни - это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни.

Здоровый образ жизни - это комплекс мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие, повышение работоспособности, продление творче­ского долголетия.

Состояние здоровья студентов во многом зависит от образа жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается на организацию здорово­го образа жизни студентов. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой ха­рактерны единство и целесообразность процессов самоорганизации и са­модисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укреп­ление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализа­цию своих сущностных сил, способностей в общекультурном и профес­сиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

Здоровый образ жизни создает для личности такую социальную мик­росреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высо­кой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и об­щественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализиру­ется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть об­щекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенно­стей поведения, способности построить себя как личность в соответствии

с собственными представления- ми о полноценной в духовном, нравст­венном и физическом отношении жизни.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

- режим труда и отдыха;

- рациональное питание;

- соблюдение требований санитарии и гигиены;

- отсутствие вредных привычек;

- двигательная активность;

- закаливание;

- психофизическая саморегуляция.

Режим труда и отдыха.Организуя свою жизнедеятельность, лич­ность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, выполняет закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизне­деятельности.

При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается чет­кий и необходимый ритм функционирования организма. Это создает оп­тимальные условия для работы и отдыха, что способствует укреплению здоровья, улучшению производительности труда.

Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студен­тов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е., соответствовать состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных от­клонений от заданной нормы.

Для оптимизации режима дня студенту необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами. Относительно их суточный бюджет времени студента состоит из 10-12 ч учебных занятий (6 ч аудиторных и 4-6 само­стоятельных и 12 ч, отведенных на восстановление). Затем следует рас­пределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, их по­следовательность и правильное чередование учебы и отдыха.

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Норма сна для студентов - 8 часов. Необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, поскольку это затрудняет засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективен глубокий сон. Для этого необхо­димо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветри­вать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное рас­стройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она прохо­дит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна




может быть употребление снотворных средств, если их принимать перио­дически.

Рациональное питание.Основные условия рационального питания - сбалансированность питания и правильный режим приема пищи. Сбалан­сированность питания - это определенный набор продуктов, количество основных пищевых веществ и правильное соотношение между ними. По формуле сбалансированного питания благоприятным для организма чело­века является следующее соотношение в пище белков, жиров и углеводов - 1:1:4. Суточная потребность белков - 120 г (соотношение растительного и животного белков 1:1); углеводов 400-500 г, из них сахара 20-25 %; жи­ров 80-100 г, из них 25 % - жиры растительного происхождения. Для спортсменов соотношение белков, жиров, углеводов может меняться в различные периоды тренировочного процесса. В период интенсивно мы­шечной деятельности на непродолжительное время соотношение меняет­ся в сторону увеличения углеводов.

Обязательным в рационе питания должно быть наличие витаминов. Ви­тамины активизируют мышечную деятельность и повышают сопротивляе­мость организма вредным влияниям внешней среды. Наиболее ценными яв­ляются: витамин А (содержится в сливочном масле, моркови, щавеле, печени животных), витамин Е (содержат фрукты и ягоды, овощи). Много витаминов В1, В2, РР, В6 находится в пивных дрожжах, которые можно включать в ра­цион в виде таблеток. В условиях соревнований, интенсивных тренировоч­ных занятий помимо естественных витаминов необходимо давать спортсме­нам витаминные препараты, но это делают врачи.

В конце зимы и весной необходимо особенно заботиться о содержа­нии витаминов в пищевом рационе, включая квашеную капусту, овощные и фруктовые соки, отвар шиповника и различные витаминные препараты (назначают врачи). Можно применять поливитаминные концентраты "Ун­девит" и "Декамевит". Но тогда следует ежедневно принимать дополни­тельно 100 мг витамина С, так как его содержание в этих препаратах не­достаточно. В рационе должны обязательно присутствовать продукты, богатые солями кальция (сыр, творог, молоко, икра, рыбные консервы, фасоль и др.).

К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило - полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные, бес­порядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности, гастри­тов, холециститов.

Соблюдение требований санитарии и гигиены.Эти требования ка­саются гигиены жилища, гигиены тела, гигиены одежды и обуви.

Гигиена жилища предполагает соблюдения требований к влажности воздуха, температуре, чистоте.

Гигиена тела предполагает уход за кожей, руками, ногами и др. Уход за кожей. Кожные покровы выполняют многообразные физиологические фунции: защиту внутренней среды организма, выделение продуктов об-

мена и распада, теплорегуляцию, поэтому здоровье человека, его работо­способность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом за­висят от состояния кожи тела. Основа ухода за кожей - регулярное мытье горячей водой с мылом и мочалкой не реже одного раза в 4-5 дней (душ, ванна, баня). После этого обязательно меняется нательное белье. Наибо­лее загрязняемые участки тела (лицо, шея и др.) необходимо мыть с мы­лом каждый день утром и вечером.

При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется больше, чем обычно, поэтому после тренировки следует обязательно принимать теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и оказывает благо­приятное действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, повыша­ет обмен веществ и улучшает восстановительные процессы.

Уход за руками требует особого внимания, т.к. находящиеся на них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95 %) ска­пливается под ногтями. После посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой следует обязательно мыть руки с мылом.

Уход за ногами должен осуществляться систематически. Это особенно необходимо при их повышенной потливости, способствующей появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Поэтому необ­ходимо ежедневно на ночь мыть ноги с мылом, часто менять носки.

Гигиеническое назначение одежды и обуви - защищать человека от неблагоприятного влияния окружающей среды, регулировать теплообмен. Поэтому одежда должна быть легкой, не слишком теплой, удобного по­кроя (не должна стеснять движений, мешать дыханию и кровообращению, раздражать кожу). Спортивную одежду подбирают по гигиеническим свойствам ткани, исходя из специфики занятий различными видами спор­та. Недопустима лишняя одежда во время тренировок, вызывающих уси­ленную теплопроводность в организме. Если соревнования, занятия по физическому воспитанию или тренировки проводятся на улице, то поверх хлопчатобумажного белья, шерстяного костюма необходимо надеть ру­башку и брюки из плотного ветрозащитного материала. Следует также принять меры к защите от холода ног, рук, головы, ушей.

Обувь должна полностью соответствовать особенностям строения стопы и быть удобной в движении, воздухопроницаемой и водонепрони­цаемой, свободной, легкой и красивой. Конструкция и материал обуви должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног человека: температура 21-33 градуса, влажность 60-73 % (в обуви из натуральной кожи - 64,3 %), содержание углекислоты - 0,8 %.

Отсутствие вредных привычек.Вредные привычки - курение, употребление алкоголя и наркотиков - оказывают пагубное влияние на организм человека, снижают умственную работоспособность. Они несо­вместимы с занятиями физическими упражнениями, здоровым образом жизни.

Курение - вредная и опасная привычка, которая развивается по прин­ципу условного рефлекса. При курении в организм вместе с табачным

дымом поступают многие ядовитые продукты, в основном никотин и смо­листые вещества. Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на цен- тральную нервную систему и на организм в целом. Смер­тельная доза никотина для человека - 50 мг (при выкуривании 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина). У курильщиков часто отме­чаются головные боли, нарушение сна, понижение умственной работо­способности. Курение вызывает различные заболевания сердечно­сосудистой и дыхательной систем.

Употребление алкогольных напитков также ведет к резким нарушени­ям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тор­мозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необхо­димый баланс между тормозными и возбудительными процессами в поль­зу последних. При этом у человека резко снижаются умственные способ­ности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невниматель­ным. Нарушается физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Их основное свойство - способность вызывать состояние эйфории. Приоб­щение к наркотическим веществам связано с процессом стойкого привы­кания («зависимости») к ним. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотиков. При передозировке нар­котиков нередки случаи смерти. При привыкании к препарату отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается спазмами и болями мышц, в пояснице. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти и др.

Двигательная активность- совокупность разнообразных двига­тельных действий, выполняемых в повседневной жизни. Систематическая двигательная активность, соответствующая полу, возрасту и состоянию здоровья - один из обязательных факторов здорового образа жизни сту­дентов. У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студен­там. У студентов во время учебных занятий двигательная активность со­ставляет 56-65 %, а во время экзаменов - 39-46 %,

Выделяют минимальные, оптимальные и максимальные границы дви­гательной активности. Минимальные границы необходимы человеку, что­бы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Такой двигательный режим носит оздоровительно-профилактический характер. Оптимальные границы должны определять тот уровень физической ак­тивности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма. Он носит оздоровительно-развивающий характер. Максималь­ные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня фи­зических нагрузок. Такой режим можно назвать индивидуально-оздоровительным.

Среди основных видов физических упражнений, обладающих наи­лучшим оздоровительным потенциалом, К. Купер выделяет пять: 1) лыж­ные гонки; 2) плавание; 3) бег; 4) езда на велосипеде; 5) ходьба.

Закаливание- это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простуд­ным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание является обязательным элементом физического воспита­ния, особенно молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности и улучшения самочувствия. Как показывают исследования, закаленные люди в 1,5-3 раза меньше болеют, чем население в целом.

Сущность закаливания организма к холоду заключается в тренировке его механизмов регуляции тепла и повышении невосприимчивости. Более 90 % тепла организм отдает с поверхности кожи. При этом тепло из внут­ренних участков тела проходит к коже в основном благодаря притоку те­плой крови.

При закаливании под воздействием какого-либо фактора происходит повышение сопротивляемости организма не только к данному фактору. Эффект закаливания значительно шире: повышается сопротивляемость и к некоторым неблагоприятным воздействиям - недостатку кислорода, чрезмерной физической нагрузке и даже к воздействию на организм от­дельных ядовитых веществ (на производстве).

Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные проце­дуры. При этом необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1. Постепенность. Начинать закаливание следует со сравнительно
слабых раздражителей, постепенно повышая их силу. Закаливание более
эффективно при усилении интенсивности процедур, а не их продолжи­
тельности.

2. Систематичность. Закаливание следует проводить систематически,
желательно ежедневно, чтобы выработался условный рефлекс. Следует
помнить, что состояние закаленности весьма неустойчиво и довольно бы­
стро исчезает при прекращении закаливания.

3. Разнообразие средств закаливания. Для закаливания используют
различные природные факторы: воздух, воду, солнце. Необходимо соче­
тать закаливание с трудовыми процессами и физическими упражнениями.
Это ускоряет закаливание, расширяет диапазон температур, делает заня­тия менее утомительными.

Закаливание воздухом

Чувствительность кожи отдельных участков тела к температуре воз­духа различна. Части тела, обычно закрытые одеждой, более чувствитель­ны к холоду. Это обусловливает целесообразность проведения закалива­ния воздухом по возможности в обнаженном или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более сильные ответные реакции.

Эффект закаливания достигается и при пребывании на морозе в об­легченной одежде. Поэтому все зимние виды спорта связаны с закалива­нием организма. В летнее время года эффект закаливания в процессе за­нятий физическими упражнениями значительно слабее вследствие мень­шего охлаждающего воздействия воздуха. Однако благодаря длительному пребыванию в легком костюме (трусы, майка) на открытом воздухе при меняющихся метеорологических условиях (порывы ветра, изменения температуры, дождь и пр.) занятия летними видами спорта также связаны с закаливанием воздухом. Поэтому при систематических занятиях на от­крытом воздухе необходимость в специальном приеме воздушных ванн отпадает.

Закаливание воздухом проводят в виде специальных процедур (воз­душные ванны). Воздушные ванны принимают в тени зеленых насажде­ний, в местах, удаленных от источников загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.

Прием воздушных ванн следует начинать при температуре воздуха 20-22 градуса в течение 20-30 мин. Постепенно силу охлаждения увели­чивают и, при достижении известной привычки к прохладному воздуху, переходят к воздушным ваннам с температурой 10-12 градусов в течение 15-20 мин. Однако следует помнить, что главное не время, а самочувст­вие. Воздушные ванны в положении лежа лучше принимать в вечерние часы, после работы, сочетая их с отдыхом. Одной из форм закаливания холодным воздухом является ночной сон зимой при открытой форточке. Закаливание водой

Вода вследствие большей теплопроводимости и теплоемкости вызы­вает более сильное термическое раздражение, чем воздух той же темпера­туры. Температурный фактор является главным при наружном воздейст­вии воды на организм. Но наряду с этим вода оказывает механическое давление на ткани тела, особенно при движениях, плавании, под душем с напором.. Это способствует лучшему лимфо- и кровообращению, оказыва­ет массирующее действие. Имеет значение и химический состав воды, например, при морских купаниях.

Лучшее время для водных процедур — утренние часы, после зарядки или после сна, когда кожа согрета. Это особенно важно для получения более резкой сосудистой реакции. Кроме того, утренние водные процеду­ры способствуют переходу организма в активное состояние и созданию бодрого настроения. Холодовые процедуры не рекомендуются перед сном, так как вызывают возбуждение нервной системы, ухудшают сон. Продолжительность Холодовых водных процедур должна быть небольшой и тем короче, чем холоднее вода. Большое значение имеет и температура окружающего воздуха. Первоначальные водные процедуры проводят при температуре воздуха не менее 17-20 градусов и лишь в дальнейшем - при более низкой температуре. При водных процедурах необходимо всегда добиваться хорошей кожной реакции. Если она запаздывает, надо расте­реть тело, проделать самомассаж или интенсивные движения. Выполне­ние физических упражнений после водной процедуры особенно важно

при значительном охлаждении тела. После любой водной процедуры тре­буется тщательно вытереться, энергично растирая тело до покраснения кожи.

Водные процедуры подразделяют на обтирание, обливание, душ и ку­пание.

Обтирание - наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечности). Конечно­сти растирают от пальцев к телу. Туловище растирают круговыми движе­ниями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжи­тельность процедуры не превышает 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяют вначале прохладную воду (20-24 градуса), а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16 градусов).

Обливание - более сильнодействующая водная процедура. При ней к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела, которое усиливает эффект раздражения. Обливание хо­лодной водой повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособ­ность, создает чувство бодрости. Обливание противопоказано людям с по­вышенной возбудимостью нервной системы, так как оно может послужить новым сильным раздражителем. Процедура состоит в выливании холодной воды из какого-либо сосуда или из резинового шланга, присоединенного к водопроводу, на шею и плечи. Начинают обливания с температуры воды около 30 градусов, постепенно доводя ее до 15 градусов. Длительность про­цедуры с последующим растиранием тела - 3-4 мин.

Душ. Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Механи­ческое раздражение, производимое падающей струей воды, весьма значи­тельно. Благодаря этому душ в короткое время вызывает более сильную местную и общую реакции, чем предыдущие способы закаливания водой. Температура воды в начале закаливания должна быть около 30-32 граду­сов. Продолжительность приема душа - не более 1 мин. В дальнейшем температуру постепенно снижают примерно на 1 градус через каждые 3-4 дня, а продолжительность процедуры увеличивают до 2 мин.

Купание. Купание в открытых водоемах - это один из наиболее эф­фективных методов закаливания. Полезное действие купания усиливается тем, что закаливание холодной водой сочетается с одновременным воз­действие на обнаженную поверхность тела воздухом и солнечными луча­ми, а также с эффектом, даваемым физическими упражнениями (напри­мер, плавание).

Купание начинают при температуре воды не ниже 18-20 градусов. За­канчивают купальный сезон при температуре воды 12-13 градусов и воз­духа - 14-15 градусов. Лучшее время для купания — утренние и вечерние часы. Нельзя купаться сразу после еды, т.к. в этом случае нарушается пи­щеварение, затрудняется дыхание и кровообращение. Купание натощак должно быть кратковременным.

Закаливание солнцем

Закапивание солнцем проводится на открытом воздухе во время рабо­ты, занятий спортом. Систематическое закаливание способствует перено­симости высокой температуры воздуха, совершенствует терморегуляцию организма в условиях перегревания, в частности, при тяжелой физической работе. В тоже время повышается и сопротивляемость организма к пере­охлаждению.

Воздушно-солнечные ванны лучше всего принимать на берегу реки или другого водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнеч­ных ванн должны быть достаточно открытыми для солнца и естественно­го движения воздуха.

Лучшее время для приема солнечных ванн — утренние часы, когда воздух чист и менее нагрет. При приеме ванн необходимо ложиться нога­ми к солнцу, голову защищать от солнечных лучей. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнеч­ные ванны можно принимать спустя 30-40 мин. после завтрака, а заканчи­вать не менее чем за час до очередного приема пищи.

В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеан­сов продолжительностью 5-10 мин. в день. Постепенно их увеличивают на 5-10 мин. ежедневно и доводят до 2-3 часов. После каждого часа об­лучения необходимо делать перерыв на 10-15 мин и отдыхать в тени.

Психофизическая саморегуляция.Жизненные ситуации человека связаны с эмоциями. Отрицательные эмоции приводят к повышению в крови ацетилхолина, вызывающего сужение артерий сердца. Под влияни­ем сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса. Психоэмоциональный стресс - самый значимый фактор риска заболева­ний. «Плохим» стрессам можно противостоять с помощью аутогенной тренировки. В основе аутогенной тренировки лежат: упражнения в произ­вольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц; система образования и закрепления полезных условных рефлексов коры головного мозга на внутренние органы; упражнения в целенаправленном воспроиз­ведении следов эмоционально окрашенных ситуаций. В аутогенной тре­нировке расслабление мышц имеет двойное физиологическое значение: 1) как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряжен­ность; 2) как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для перехода состояния от бодрствования ко сну.

Аутогенная тренировка И. Шульца. Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточиться на функциях мышечной и автоном­ной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Человеку пред­лагают расслабиться различными способами и представить мысленно по­тепление его отдельных частей тела (конечностей) или области живота. Ему также помогают научиться регулировать частоту своего пульса и ды­хания и вызывать ощущения тяжести в различных частях тела путем мыс­ленного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие пути саморегуляции психических состояний

через мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т.п.

Этот метод прошел обширную экспериментальную проверку с объек­тивной регистрацией изменений психофизиологических процессов, про­исходящих в организме. Так, было обнаружено, что представление тепла в конечностях действительно вызывает их потепление, что частоту пульса можно научиться произвольно менять так же, как и существенно влиять на дыхательную систему.

Контрольные вопросы по теме № 3

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие»

2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

3. Особенности режима труда и отдыха студента.

4. Особенности питания студента.

5. Особенности соблюдения норм и требований санитарии и гигиены.

6. Характеристика вредных привычек студента и формирование моти­
вации на избавление от них.

7. Необходимость развития привычки ежедневного выполнения про­
стых физических упражнений.

8. Закаливание - как основная форма воспитания воли студента.
9.Формирование умения управлять собой с помощью упражнений

психофизической саморегуляции.

Тестовые задания по теме № 3 с одним правильным ответом:

3.1 Компонент здоровья, характеризующий текущее состояние ор­
ганов и систем

а) психический

б) физический

в) соматический

г) сексуальный

д) нравственный
(Ответ: в)

3.2 Категория образа жизни, определяющая степень удовлетворе­
ния содержательных потребностей человека:

а) уровень

б) качество
в)стиль

г) мода (Ответ: б)

3.3 Самая опасная вредная привычка:

а) курение табака

б) употребление алкогольных напитков

в) употребление наркотиков
(Ответ: в)




3.4 Вид лучей, оказывающих бактерицидное свойство при зака­
ливании:

а) инфракрасные

б) ультрафиолетовые

в) солнечные

г) радиоактивные
(Ответ: б)

Тестовое задание по теме №3 с тремя правильными ответами:

3.5 Виды закаливаний:

а) воздухом

б) спортивными растирками
в)водой

г) аэрозолью

д)солнцем

(Ответы: а, в, д)

Тестовое задание по теме №3 с шестью правильными ответами:

3.6 Время суток наивысшей работоспособности человека:
а) 6-7; д) 12-15;

6)7-9; е) 15-17;

в) 9-10; ж) 17-20;

г) 10-12; 3)20-24
(Ответы: а, б, в, г, е, ж)

Тестовые задания по теме №3 с семью правильными ответами:

3.7 Основные составляющие элементы здорового образа жизни:

а) преодоление вредных привычек

б) рациональное питание

в) посещение соревнований

г) оптимальная двигательная активность

д) соблюдение правил личной гигиены

е) закаливание

ж) психогигиена

з) отсутствие болезней

и) разумное чередование труда и отдыха (Ответы: а, б, г, д, е, ж, и)

3.8 Возможные недостатки образа жизни студентов:

а) несвоевременный прием пищи

б) посещение учебных занятий

в) малое пребывание на свежем воздухе

г) недостаточная двигательная активность

д) отсутствие закаливающих процедур

е) выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназна­
ченное для сна

ж) вредные привычки

з) водные процедуры

и) систематическое недосыпание (Ответы: а, б, в, г, д, е, ж)

Наши рекомендации