Сущность процесса обучения
Процесс обучения является конкретным появлением педагогического процесса. Сущность процесса обучения в его классическом понимании разработана в отечественной и зарубежной дидактике 70-90-х годов прошлого века. Среди классиков педагогики необходимо назвать труды Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, Л.Я. Зориной, Л. Клинберга, В.В.Краевского, И. Марева, И.Я. Лернера, В. Оконя, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной.
Процесс обучения заключается во взаимодействии учителя и ученика и осуществляется в процессе совместной деятельности, которая основана на системе знаний о мире, разнообразных способах деятельности, опыте творческой деятельности и личностном опыте школьников. Процесс обучения может описываться с помощью понятия «учебный процесс», который представляет описание процесса обучения в конкретных обстоятельствах – в конкретном образовательном учреждении в конкретный временной период, то есть при сохранении общих характеристик процесса обучения имеет свои специфические особенности.
ЗАДАНИЕ
Вернитесь к характеристике сущности педагогического процесса, представленной в разделе 2 учебника, где педагогический процесс определяется как целенаправленный процесс содействия образованию, воспитанию и развитию человека, осуществляемый путём адаптации культурного опыта человечества в адаптированный культурный опыт ученика в специально организованных педагогических условиях.
Попытайтесь, опираясь на собственный ученический опыт, выявить те особенности процесса обучения, которые способствовали Вашему развитию.
Вспомните, каким образом строил свое взаимодействие с учениками ваш любимый учитель.
Сложность изучения процесса обучения заключается в том, что можно видеть реальные действия и учителя и ученика своими глазами, но сущность обучения не лежит на поверхности, и непосредственно наблюдать этот процесс нельзя. Исходя из обобщенной характеристики процесса обучения как взаимодействия субъектов, рассмотрим, в чем выражается взаимодействие деятельности учителя и ученика.
Преподавание – это деятельность учителя, предполагающая планирование и организацию процесса обучения, контроль за его ходом и оценку достигаемых результатов. В процессе преподавания учитель всегда задается вопросами – кого я учу? зачем я учу? чему я учу? как я учу? С чем связан поиск ответов на эти вопросы?
«Кого учить?» – ответ на этот вопрос сопряжен с умением видеть своих учеников, понимать их интересы, учитывать контексты, в которых строиться обучение и т.д.
«Зачем учить?» – этот вопрос связан с поиском смысла освоения учащимися того или иного учебного материала.
«Чему учить?» – это один из вечных вопросов, связанных с построением содержания образования, как для отдельных учебных предметов, так и для конкретных уроков.
«Как учить?» – этот вопрос связан с выбором методов и технологий обучения на основании психологических и дидактических закономерностей построения процесса обучения.
Преподавание ориентировано на содействие развитию индивидуальности ученика путем создания условий, необходимых:
для развития интереса, положительной мотивации учения и самостоятельной познавательной активности и творческой деятельности учащихся,
для формирования и развития у учащихся опыта решения учебных и жизненных задач на основе использования, систематизации и обогащения личностного опыта учащихся,
для предоставления возможности получения образования учащимися в соответствии с индивидуальными возможностями, потребностями и ожиданиями путем организации самостоятельной работы учеников и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Учение – это деятельность по освоению содержания учебного предмета, служащая основой для подготовки учащихся к практической деятельности, формированию и развитию опыта решения учебных и жизненных задач. Как показано в исследованиях психологов (И.В. Дубровина, Л.В. Занков, И.И. Ильясов, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская, Л.М. Фридман, В.Д. Шадриков), учение – довольно сложный процесс. В ходе учения происходит изменение субъекта (ученика) – он превращается из не владеющего определенными знаниями и умениями в овладевшего ими. Поэтому, с психологической точки зрения, учение есть деятельность ученика по самоизменению путем освоения элементов социального опыта -
Деятельность учителя всегда направлена на развитие мотивов, ведущих к возникновению у школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к осваиваемому содержанию учебного предмета, к процессу обучения в целом. Мотивы и мотивация учения обстоятельно исследованы психологами Л.И. Божович, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Е.П. Ильиным, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, Д.И. Фельдштейном.
В педагогике основоположником направления научных исследований проблем активизации учения (учебно-познавательной деятельности) и развития познавательной мотивации школьников стала Г.И. Щукина. Согласно теории Г.И.Щукиной, «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями[90]». Познавательный интерес учащихся можно и нужно развивать, т.к. именно он занимает доминирующую позицию в развитии личности школьника.
ЗАДАНИЕ
Подберите несколько фотографий, запечатлевших фрагменты школьных уроков, моменты взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой на уроке.
Что вы можете сказать об учащихся, школе, изображенных на фотографии? По каким внешним проявлениям Вы сможете сделать заключение о том, интересно ли школьникам на этом уроке?
Обсудите на семинаре причины различных проявлений мотивации учения на уроке.