Занятие 10. Гуманистическая педагогика
В.А. Сухомлинского (1918-1970) и Ш.А. Амонашвили (р. 1931)
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амона-швили.
2. Цель, задачи, принципы воспитания и обучения детей.
3. Проблема развития личности.
4. Содержание, формы и методы работы с детьми.
5. Взаимосвязь семьи и школы. Родительская педагогика В.А. Сухо-млинского.
6. В.А. Сухомлинский и Ш.А. Амонашвили о личности педагога.
7. Оценка идей В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить сообщение о педагогической деятельности указанных педагогов.
2. Проанализировать заповеди и законы гуманного учителя, сформули-рованные Ш.А. Амонашвили.
Основная литература
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1988.
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1991.
Амонашвили Ш.А. Единство цели. В добрый путь, ребята. М., 1987. 23 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1973.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.
Сухомлинский В.А. (Сер. «Антология гуманной педагогики») / Сост. Г.Д. Глейзер. М., 1997.
Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
Дополнительная литература
Бородина Н. Проблемы нравственного воспитания в трудах В.А. Сухо-млинского // Дошкольное воспитание. 1986. № 2.
Волков Г.Н. Парадокс Василия Сухомлинского //Педагогика.1993. № 5.
Жуковская Р.И. Слово о Сухомлинском // Дошкольное воспитание. 1988. № 11.
Морева Н. «Источник благородства души и сердца»: Музыка в гумани-стической концепции В.А. Сухомлинского // Дошкольное воспитание. 1995. № 2.
Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о всестороннем развитии личности // Советская педагогика. 1991. № 9.
Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании ума // Педагогика. 1994. № 1.
Островская Л. Читая В.А. Сухомлинского // Дошкольное воспитание. 1978. № 8.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.
Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Советская педагогика. 1991. № 2.
Сермяжко Е.И. Воспитание детей в семье // Советская педагогика. 1988. № 2.
Ткаченко Н. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в процессе трудового воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1984. № 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблицы для самостоятельного заполнения при подготовке
к семинарским занятиям, зачету или экзамену
Таблица 1. Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов.
Педагог | ||||
Страна | ||||
Временной период | ||||
Взгляды педагога | ||||
Особенности мировоззрения педагога | ||||
Природа ребенка и его развитие | ||||
Цели и принципы обучения и воспитания | ||||
Организационные формы обучения | ||||
Основные направления и аспекты воспитания | ||||
Роль учителя и требования к нему | ||||
Роль семьи в воспитании | ||||
Что нового внес в педагогическую теорию и практику |
Таблица 2. Зарубежные образовательные системы и заведения.
Страна | ||||
эпоха | ||||
Структура образовательной системы государства | ||||
Характеристика основных учебных заведений школьного типа | ||||
Характеристика учебных заведений высшей ступени | ||||
Особенности домашнего образования |
Таблица 3. Практика воспитания и обучения в истории России.
Особенности народной педагогики славян | ||||
Образование в Киевской Руси | ||||
Монастырские школы | ||||
Средневековья | ||||
Учебные заведения эпохи Петра I | ||||
Реформы образования в эпоху Екатерины II | ||||
Реформы образования XIX в. |
Таблица 4. Развитие ведущих педагогических идей в истории зарубежной педагогики XVII-XIX вв.
Автор, эпоха, страна | Основные произведения | Цели и задачи воспитания | Факторы развития личности | Методы обучения и воспитания | Средства обучения и воспитания | Формы обучения и воспитания | Учитель-воспитатель, требования к нему |
Таблица 5. Развитие ведущих педагогических идей в истории отечественной педагогики XIX - ХХ вв.
Автор, эпоха, страна | Основные произведения | Цели и задачи воспитания | Факторы развития личности | Методы обучения и воспитания | Средства обучения и воспитания | Формы обучения и воспитания | Учитель-воспитатель, требования к нему |
Приложение 2