Система характеристик исследовательской деятельности
Понятие методологии
1. В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.
Согласно другому, тоже широкому, определению – это учение о методе научного познания и преобразования мира.
В современной литературе идет речь, прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
2. Методология – это не только учение как совокупность - знаний, но и область познавательной деятельности.
3. Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
4. Различают два типа методологии, объединенные одной общей функцией – служить руководством, ориентиром в научной работе: дескриптивная (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в виде предписаний, прямых указаний к деятельности.
В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
Дескриптивный анализ имеет дело с описанием уже осуществленных процессов научного познания.
5. Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.
Уровни методологии
Различают несколько уровней методологии.
Содержание первого из них – философские знания.
Второй уровень – общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи).
Третий уровень – конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например в педагогике. Методология специальной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, например системного подхода или моделирования в их применении к данной научной дисциплине.
Выделяют также четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.
Методологическое обеспечение исследовательской деятельности
Понятием методологическое обеспечение обозначается совокупность знаний особого рода, находящихся в иерархическом соподчинении и выступающих как ориентиры для исследователя.
Первые среди таких ориентиров – положения философии в ее методологической функции, такие, например, как тезис о единстве теории и практики, предполагающем их различия. Философия, таким образом, выступает как один из источников методологического обеспечения.
Наличие нескольких уровней методологии делает правомерным включение в состав методологического обеспечения общенаучную методологию (например, о гипотезе, о системном подходе)
Другой источник – научная работа, ведущаяся в форме методологических исследований в области специальной науки. Результатами таких исследований являются, например, знания о специфике педагогики, ее связях с другими науками, о педагогическом факте, об условиях формирования педагогической теории, о предмете и объекте науки в целом и отдельно взятого исследования.
Частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам.
Методологическая рефлексия выступает как пятый источник методологического обеспечения.
Система характеристик исследовательской деятельности
1. Можно выделить одиннадцать характеристик, позволяющих оценить качество исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.
Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Далее идут остальные десять характеристик и вопросы к ним:
– тема: как это назвать?
– актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
– объект исследования: что рассматривается?
– предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
– цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?
– задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
– гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
– новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
– значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
– значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга.
2. Таблица 1. - Требования к выбору темы и этапы работы над ней
№№ | Требования | Последовательность действий педагога до этапа определения темы |
Потребность в решении именно этого вопроса | Выявление противоречий и общей проблемы в теории и практике образовательной деятельности | |
Значимость темы для педагогической теории и образовательной практики | Формулировка и описание предметной части исследования | |
Содержательная проблемность темы | Отражение в теме направления исследования и желаемых преобразований | |
Природосообразность и соответствие современным образовательным парадигмам | Конкретизация темы, подчеркивание её своеобразия по отношению к аналогичным темам | |
Личный опыт исследователя и эвристическая ценность исследования | Содержательная формулировка темы, её корректировка в процессе работы |