Обучающие диктанты: их значение и методика проведения
Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.
- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или - реже - предложения на закрепляемое правило.
- Распределительный диктант - это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.
- Выборочно-распределительный диктант - это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
- Творческий диктант - это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
- Свободный диктант - это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
- Восстановленный диктант - это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.
- По аналогии - это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.
- Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
- Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.
- Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
- Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.
. Вид работы по обучению орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста под диктовку
1.Предупр-й диктант –запис-ся заранее проанализ-й текст учениками под рук-м учителя.
2.объяснит-й – провер-ся и анализ-ся после записи
3.коммент-й – уч-к отчетливо пргов-т продикт-е учителем слово, запис-т его и коммент
4.выборочный дикт-т - из дикт запис-ся отд слова, словосоч-я в завис-ти от пост-й цели
5.творческий дикт-тв проц записи произв-ся изм-е дикт-го т-та.
6.свободный – интер. Текст чит-ся по абзацам, а уч-ки запис-т как запомнили
7.конр-обуч-й – уч-ки по ходу задают вопр.
По роли в учебном процессе:
-обучающий
-контрольный (полностью самост работа)
-контрольно-обуч (можн спрашивать, польз словарем)
По хар-ру язык материала:
-словарный
-из отдел предложений
-диктант-текст
По объему записи языкового материала:
-полный
-выборочный (слуховой или зрительный , выпис только с орфогр или без нее. Развивает внимание, умение обнаруживать изуч. орфогр)
-деформированный выбор диктант
По характеру записи язык материала:
-распределительный
-программированный (схема, цифровой, буквенный)
-графический (прямой – из схемы слово, обратный – слово записать схемой)
-морфологический (ч.р)
-фонетико-графический (транскрип)
По наличию изменений в язык материале (с элементами изложения(творческий и свободный) и сочинения(с продолжением))
По характеру восприятия язык материала(зрительный, слуховой, разученный (в классе), по памяти (дома), немой (пантомимический))
По времени объяснения наисанного (предупредительный, объяснительный, с письменным обоснованием)