Самообразование, его уровни, этапы, формы
Наряду с самопознанием самообразование позволит успешно развиваться вам как в личностном, так и в профессиональном планах.
В 1 главе данного пособия мы выделили особенности современного образования. Одной из них является необходимость участия каждого человека в непрерывном образовании, развитии. Под непрерывном образованием понимается целенаправленная систематическая познавательная деятельность, осуществляемая личностью в течении всей жизни как в различных образовательных учреждениях, так и в различных формах самообразования. Чем вызвана необходимость в самообразовании? Прежде всего потребностями самого человека. Он никогда не выступает как рабочая сила. Человек всегда активно связан со всеми сторонами общественной жизни. В результате изменений, произошедших в обществе, изменяется сам человек и характер его труда. Сегодня нужны не просто разносторонние знания, но и наличие развитых интеллектуальных способностей. Человек должен не просто обладать большими объемами информации, - он не справочник - , но он должен уметь принимать решения, без боязни вступать в среду неопределенности и изменчивости. Достижение этой цели возможно только на пути самообразования.
Что понимают под самообразованием? Самообразование - целенаправленная, систематическая, управляемая самим человеком познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования.
Самообразование отличается от других видов образования тем, что оно: 1) протекает при интенсивном формировании личности, самопознанием ее, определении призвания, жизненных планов; 2) сочетается с самовоспитанием, с выбором нравственных принципов, воспитанием характера.
На наш взгляд, небезынтересно будет выделить мотивы самообразовательной деятельности, с тем, чтобы каждый из читателей смог определиться, ради чего ему стоит вступать на этот путь. В мотивации можно выделить несколько групп:
1. Социально значимые мотивы связаны с реализацией идеалов и жизненных планов человека. Они придают самообразованию необходимую устойчивость, целенаправленность, систематичность.
Мотивы эти выражаются в формировании мировоззрения, своего нравственного кредо, в стремлении осознать свои возможности в этом отношении.
В эти мотивы включен также познавательный интерес. Интерес осознается довольно рано, но устойчивую самообразовательную деятельность он чаще всего вызывает лишь в старшем школьном возрасте и во время продолжения образования в любом другом учреждении. В это время в жизненные планы включаются познавательные интересы как продолжение обучения, образования, совершенствование в какой-либо области.
Так увлечение физикой, историей приводит в педагогический университет, без желания овладеть педагогической профессией.
2. Группа мотивов, включающих познавательный интерес без ориентации на жизненные планы. Они могут быть порождены процессом обучения, находить в нем поддержку и т.п.
3. Группа мотивов, выражающих потребность в самосовершенствовании, в развитии своих способностей , призвания. В этом случае самообразование носит служебную роль. Иногда развитие музыкальных, спортивных, художественных и других способностей человека не связывается с жизненными планами и поддерживается лишь его пребыванием в учреждениях дополнительного образования.
4. Группа мотивов самообразовательной деятельности, цель которых - совершенствование характера личности, развитие познавательных способностей, мышления.
5. Группа мотивов разнообразных форм увлечения, хобби. Они могут появиться в любом возрасте на уровне прикладной деятельности, не достигая уровня серьезных знаний.
В самообразовании просматриваются этапы и уровни. Назовем их и выделим особенности.
1. Это наиболее узкий и регламентированный этап. Например, подготовка к экзамену. Информация, получаемая вами, принимается более свободно и усваивается выборочно. Отбирается то, что в настоящее время является для вас наиболее актуальным, значимым. Еще ярче избирательность познавательного процесса при работе с книгой, справочной , дополнительной литературой. (Наиболее удачными являются пособия, построенные в форме диалога).
2. По мере включения в самообразовательную деятельность она все более должна строиться на поисковой основе. Т.е. в познавательной деятельности должен возрастать удельный вес элементов поиска. В этом случае человек в процессе познания четко формулирует цель, высказывает предположения по ее достижению, проверяет догадки, отвергает неправильные версии, достигает результата.
Уровни самообразования:
1. Самый низкий. В этом случае самообразовательная деятельность носит несистематический, часто случайный характер: для удовлетворения еще нестойкого интереса.
При получении информации личность, в первую очередь, отличает ее "интересность". Этой деятельностью должен кто-то руководить.
Форма может быть в виде сочинения, доклада, реферата, посещения курсов и т.п.
2. На 2-м уровне самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои цели и задачи, свое содержание и организацию.
На этом этапе самообразовательная деятельность осознается как средство реализации идеалов, как средство решения жизненных планов личности.
Основной движущей силой перестройки этой деятельности из стихийной в целенаправленную (т.е. когда первый уровень перерастает во второй уровень) является формирование жизненных планов.
В связи с этим особую значимость приобретает самостоятельное познание. Оно становится центром всей самообразовательной деятельности.
На этом уровне резко возрастает удельный вес знаний, полученных путем самообразования: некоторые расширяют и углубляют школьные знания, другие переосмысливают их с иных позиций, третьи раскрывают мир нового, неизведанного. Качество знаний более высокое, прочность и глубина по сравнению с со школьными знаниями. Отмечается большое разнообразие источников, к которым прибегает студент на этом уровне. Но организационные умения на этом уровне еще невысоки: позиция исполнителя сохраняется.
3. Третий уровень самообразования отличают большая четкость, действенность и реальность целей.
В результате систематичной самостоятельной познавательной деятельности приобретаются умения анализировать проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более экономно ее строить.
4. На четвертом уровне человек для рациональной деятельности составляет программу самообразования.
В каких формах может быть организованно самообразование? Исследования показывают: в индивидуальной и коллективной.
Индивидуальная самообразовательная работа с разными источниками информации, с выработкой собственных приемов этой деятельности.
Коллективные формы - работа в кружках, семинарах, посещение курсов, лекториев и т.п.
Задание: Проанализируйте свой опыт самообразовательной деятельности. Определите, на каком этапе ее вы находитесь. Каковы его особенности? Сделайте выводы, самопредложения, которые позволили бы вам подняться на более высокий уровень самообразования. В какой форме вы занимаетесь самообразованием? Что нужно сделать, чтобы разнообразить их? |
Психологи разработали специальные памятки для людей, решивших начать самообразование. Приведем одну из них полностью.
1. Поставь себе задачу самостоятельно повысить к.п.д. своей учебы, возьми на себя заботы о своем учении.
2. Осознай, какие личностные качества потребуются тебе в самостоятельной жизни, какие из них можно сформулировать самому в ходе обучения.
3. Проанализируйте свои индивидуальные особенности выполнения учебной работы. Ответь себе на вопросы:
- ради чего ты учишься, т.е. каковы мотивы твоей учебы?
- умеешь ли ты ставить перед собой задачу в учебной деятельности, найти способ ее решения, проверить ее?
- как ты контролируешь себя?
- как долго ты можешь быть работоспособным?
- в какие часы занятия идут у тебя лучше, продуктивнее?
- умеешь ли ты сосредоточиться, если тебя отвлекают?
- какими способами ты пользуешься для запоминания материала?
4. На этой основе составь план самообразования.
5. Усвой приемы переработки учебного материала и его систематизации:
- старайся в учебном материале выделить крупные проблемы;
- составь вопросы самому себе по изучаемому материалу;
- составь план-схему материала, который надо запомнить;
6. Овладей приемами запоминания:
- воспользуйся той же схемой, которая уже построена;
- установи связи между элементами этой схемы (системы);
- используй эти схемы, связи при припоминании.
7. Применяй приемы самоконтроля.
8. Формируй и тренируй другие качества культуры умственного труда:
- умение конспектировать, составлять тезисы;
- умение находить нужную информацию и хранить ее;
- умение собирать и держать в порядке личную библиотеку и картотеку выписок по различным предметам;
- умение поддерживать порядок на своем рабочем месте;
- умение соблюдать режим (ритм) учебного труда.
9. Составь список литературы для дополнительного чтения по учебным предметам. Распределим во времени, когда и что следует прочитать.
10. Составь список литературы для самостоятельного чтения с целью общекультурного развития.