Значение и толкование слова sotsializatsija, определение термина
Воспитание.
Значение и толкование слова vospitanie, определение термина
1) Воспитание - этот термин означает целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее ( объективное ) становится содержанием внутреннего (субъективного), т. е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах . В., выделяемое как специфическая функция общества, является предметом такой науки, как педагогика . С т. зр. педагогики, В. - это прежде всего передача старшими поколениями и активное усвоение и воспроизводство новыми поколениями социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений). Существует и другая, более узкая трактовка термина В., которая отражает практическую деятельность учителя, педагога, раскрывая В. прежде всего как целенаправленный организованный процесс формирования у личности социально ценных, позитивных качеств. В основе В. лежит система воспитательных отношений, и наиважнейшее значение имеют не сами по себе условия развития человека , а его фактическое место в этих условиях, отношения к ним и характер деятельности в них. Важно отметить, что В. предполагает активное двустороннее социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, в результате которого происходит обоюдное духовное взаимообогащение, взаиморазвитие, взаимосовершенствование. Б. Г. Матюнин
2) Воспитание - привычка пользоваться теми или иными алгоритмами обработки информации (в том числе и поведения). Основными методами воспитания являются внешнее воздействие ( обучение , насилие , образ жизни ) и самовоспитание .
3) Воспитание - систематическое и целенаправленное влияние на духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности. Система деятельности по формированию личности, «направляющая» его к заданному состоянию и приобретению каких либо навыков, черт характера , определенных умений и качеств. этот термин , уже по своей этимологии, предполагает одновременно и интеллектуальный аспект , и аспект психологический, духовный , или моральный, А термин « образование » ограничивается только интеллектуальным смыслом, подчинен формуле « Знание – сила », культу знания и, фактически, исключает моральный, софийный аспект.
. С.Б. Савелова, В.Л. Абушенко
5) Воспитание - воздействие общества на развивающегося человека . В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной икультурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академикаИ. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Обучение
Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе Обучение. реализуются цели образования и воспитания.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем(преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
Социализация.
Значение и толкование слова sotsializatsija, определение термина
1) Социализация - англ. socialization; нем. Sozialisierung. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе. Различают С. первичную ( детство , подростковый возраст , юность ) и вторичную (зрелый возраст).
2) Социализация - становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
3) Социализация - процесс , в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам , т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.
4) Социализация - - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психология , механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Кон И.С. Социология личности . М., 1967; его же. Открытие "Я". М., 1978; Андреева Г.М. Социальная психология . М., 1980; Развитие личности ребенка. М., 1987; Bandura A., Walters R.M. Socialization after childhood. N.Y., 1969; Social Psychology. Sociological perspectives. N.Y., 1981. Л.В. Ясная.
5) Социализация - процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
6) Социализация - усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).
7) Социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях , становятся личностями.
8) Социализация - процесс , посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.
9) Социализация - последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.
10) Социализация - процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
11) Социализация - - двусторонний процесс , включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
12) Социализация - процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.
13) Социализация - это процесс , в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание ( имитация ) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.
14) Социализация - (от лат. socialis - общественный) - совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта ( актора ) социокультурных практик данного общества. В.Л. Абушенко
15) Социализация - (socialization) - 1. (Также называемая эн-культурацией) процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни (см. Аккультурация ). (см. Сверхсоциализированная концепция человека ) . См. также Споры о природе и воспитании ; Развитие ; Зеркальное "Я".
Развитие
Понятие , характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. В. Е. Кемеров
2) Развитие - философская категория , выражающая процесс движения, изменения целостных систем. Это универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет специальный предмет исследования диалектики учения о развитии.
3) Развитие - направленные, необратимые качественные изменения системы.
4) Развитие - необратимое, направленное, закономерное, последовательное изменение материи, включая наивысшую форму ее существования - сознание, ее универсальное свойство. Развитие - всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Может быть прогрессивным, по восходящей линии и регрессивным, по нисходящей. Всеобщее развитие обеспечивается движением материи в пространстве-времени-качестве.
5) Развитие - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововедений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. В.Л. Абушенко
6) Развитие - единство процессов разрушения и созидания, приводящих к появлению нового. Если новое лучше старого, такое развитие прогрессивное, если наоборот, то регрессивное.
7) Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.