Раздел 6. Подведение итогов, виды отчетности
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовская государственная академия права»
«Утверждаю»
проректор по учебной работе
________________________________
_________________________ 2007 г.
ПРОГРАММА
Педагогической практики
(наименование практики)
для специальности 030200 (65 по ОКСО) «Политология»,
(код и наименование специальности, направления)
реализуемой на Гуманитарном факультете
Саратов, 2007 год
Программа практики составлена в соответствии
С Государственным образовательным стандартом
высшей школы по специальности «Политология»
(номер государственной регистрации 49 гум./сп от «14» марта 2000г.)
и на основании учебного плана, утвержденного ректором СГАП
Программа практики обсуждена
на заседании кафедры
_______________г., протокол №
Программа практики
утверждена на Учебно-методическом совете СГАП
Протокол №________ от __________________
Зав. кафедрой политологии,
профессор А.И.Демидов
Раздел 1. Организационно – методическое сопровождение
1.1 Цель практики: подготовка высококвалифицированных преподавателей политических наук для школ, лицеев, гимназий и т.д. и проводится в образовательных учреждениях, с которыми заключены договоры.
1.2. Задачи практики:
- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;
- воспитание у студентов уважения к профессии преподавателя;
- использование теоретических знаний, полученных студентами при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;
- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, с передовым педагогическим опытом;
- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изучение их индивидуальных и возрастных особенностей;
- развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе в области обучения и воспитания;
- выработка у студентов интереса творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании.
1.3. Место практики в профессиональной подготовке выпускника
Практика позволяет освоить образовательно - профессиональную программу педагогического профиля, освоить практические и теоретические навыки подготовки и проведения учебных занятий.
1.4. Характеристика места проведения практики (базы практики)
Практика проводится в школах, лицеях, гимназиях и других образовательных учреждениях, с которыми заключены договоры.
1.5.Продолжительность практики
Педагогическая практика осуществляется в восьмом семестре в течение 4 недель (пассивная) и в девятом семестре в течение 8 недель (активная).
Раздел 2. Тематический план проведения практики
№ п/п | Наименование раздела практики, темы | Всего, дней | Виды самостоятельной работы |
1. | Пассивная практика | 4 недели – 28 календ. дней | Посещение учебных, внеклассных занятий и методикой и техникой проведений занятий; знакомство со структурой образовательного учреждения и с документацией учебно-воспитательного процесса; осуществление НИР. |
2. | Активная практика | 8 недели – 56 календ. дней | Подготовка и проведение разных видов занятий, проведение внеклассных мероприятий; проведение воспитательной работы; подготовка структуры анализа урока и внеклассного мероприятия; осуществление НИР; подготовка отчета и сдача зачета. |
Раздел 3. Содержание практики (формы работы и контроля)
В процессе практики студенты знакомятся:
1. со структурой, организацией работы образовательного учреждения, должностными обязанностями: директора, заместителя директора по учебной работе и заместителя директора по воспитательной работе;
2. с документацией учебно-воспитательного процесса: Уставом образовательного учреждения, планом учебно-воспитательной работы, классными журналами, формами отчетной документации, личными делами, дневниками учащихся и т.д.;
3. с учебно-производственной базой образовательного учреждения: кабинетами, мастерскими, оснащенностью техническими средствами обучения и учебными пособиями для проведения занятий, библиотекой и т.д.
3.1 Учебная работа
3.1.1 Учебная работа включает следующие направления:
1) изучение учебного процесса в образовательном учреждении и закрепленном классе (группе), посещение уроков различных преподавателей с целью ознакомления с методами обучения и воспитания на уроке;
2) изучение системы учебной и воспитательной работы на уроке преподавателя профилирующего предмета, обязательное посещение всех его уроков в закрепленном классе и нескольких уроков в других классах;
3) изучение методики и техники проведения урока, других форм организации обучения (лабораторных занятий и практических работ, факультативных занятий, учебных экскурсий и т.д.);
4) ознакомление с проведением факультативных занятий по предмету; проведение отдельных занятий, подготовка схем, дидактического материала и т.д.;
5) посещение уроков других студентов, преподающих тот же предмет, участие в обсуждении и анализе этих уроков;
6) подготовка и проведение уроков по предмету, приобретение навыков самостоятельного ведения учебной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
7) проведение внеклассной работы по предмету: тематических вечеров, экскурсий и бесед, связанных прямо или косвенно с изучением программного материала, организация игр познавательного характера, викторин, конкурсов и т.д.;
8) формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;
9) изучение передового педагогического опыта работы преподавателя профилирующего предмета и образовательного учреждения в целом по единой научно-методической проблеме;
10) выполнение заданий по НИРС.
3.1.2. Разработка структуры анализа урока.
3.2 Воспитательная работа
3.2.1 Воспитательная работа включает следующие направления:
1) изучение опыта работы преподавателя профилирующего предмета по воспитанию учащихся в процессе обучения, организации внеклассных мероприятий;
2) изучение опыта работы классного руководителя по всем основным направлениям его деятельности;
3) проведение воспитательной работы с классом (группой) в соответствии с планом классного руководителя или по согласованию с ним;
4) подготовка, организация и проведение внеклассного мероприятия, приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;
5) изучение с помощью совокупности психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, составление психолого-педагогических характеристик учащегося или класса (группы);
6) формирование умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями и преподавателями;
7) оказание помощи классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний;
3.3 Научно-исследовательская работа студентов
3.3.1 научно исследовательская работа проводится на двух уровнях6
1) на уровне специального исследования для квалификационной работы на педагогическую или методическую тему по плану, согласованному с руководителем дипломной работы;
2) на втором уровне работа студентов проводится по заданию кафедры педагогики, психологии или заданию профилирующих кафедр. Руководство этой работой осуществляется преподавателем группы студентов в конкретном образовательном учреждении, в дальнейшем руководителем группы студентов.
Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы:
1. Алексеева Т.А. Какие требования российская политическая практика предъявляет к политологу? // Полис. 2001. №5
2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 2000
3. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Штейнгарт Р.З. О политологии и ее преподавании в ВУЗе // Социально-политические науки. 1991. №7
4. Гончаров Ю.А. Преподавание политологии и коммуникационное воспитание // Педагогика. 1999. №2
5. Государственный образовательный стандарт высшего образования по политологии. М., 2000
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995
7. Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. М., 1950
8. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. 1996. 23 апреля.
9. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2003. №2
10. Здерва Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическом воспитанию школьников // Педагогика. 2004. №7
11. Ирхин Ю.В. Роль и место образовательных стандартов в совершенствовании преподавания политологии в современной России // Полис. 2001. №5
12. Капустин Б.Г. Политологические проекты ИПРО и развитие российской политической науки // Полис. 2001. №5
13. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. №9
14. Кларин М.Б. Инновационные модели обучения в современной педагогике // Педагогика. 1994. №5
15. Коваленко В.И. Государственный образовательный стандарт высшего образования по политологии и новое поколение учебных программ // Полис. 2001. №5
16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981
17. Марков С.А. Политические профессии // Полития. 1999. №2 (12)
18. О реформе преподавания политических наук в системе высшего образования Российской Федерации // Полис. 2001. №1
19. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986
20. Пидкасистый П.И., Партнов А.И. Искусство преподавания. М., 1998
21.Пляйс Я.А. Нужна ли России политическая наука? // Полис. 2000. №.3
22. Политология в системе высшего образования: опыт концептуализации профессиональной подготовки // Полис. 1994. №5
23. Политология. Саратов, 2002
24. Рябов В.В., Пищулин Н.П. Педагогика будущего // Полис. 1996. №3
25. Салмин А.М. Политическое развитие России и актуальные проблемы политологии // Полис. 1998. №3
26. Саранцев Г.И. Методы обучения как категория методики преподавания // Педагогика. 1998. № 1
27. Современные проблемы преподавания политической науки в высшей школе // Полис. 2001. №4
28.Соловьев А.И. Теоретические приоритеты российской политической науки в преподавании // Полис. 2001. №5
29. Состояние и перспективы развития политологии в России (Опрос журнала «Полис» среди политологов: первые ответы) // Полис. 2000. №1
30. Теоретические приоритеты российской политической науки в преподавании // Государство и право. 1992. №11
31. Ткачев А.М., Барышева А.Д. Роль социально-гуманитарных наук в воспитании студенческой молодежи // Проблемы политологии и политической истории. Саратов, 2001
32. Уальке Дж. Гуманитарное воспитание и специализация в области политических наук // Полис. 1996. №4
33. Шахов В.И. Психологические основы педагогической науки // Педагогика . 2002. №4
34. Шестопал Е.Б., Климов И.А., Нестерова С.В. Некоторые проблемы политологического образования в высшей школе России // Полис. 1997. №1
35. Комаровский В.С. формирование новой парадигмы политологического образования и модель специалиста в сфере государственного управления России // Полис. 1999. №1
36. Руденко Р.И. разработка в России и США эффективной модели политической социализации для XXI века: общее и особенное // ОНС. 1995. №6
Раздел 5. Перечень средств обучения (учебно–методическое и инструментальное обеспечение практики)кафедры педагогика и профилирующая кафедра осуществляют руководство практикой и предоставляют учебно-методические материалы; общеобразовательное учреждение, в котором студенты проходят практику, предоставляет учебные и дидактические материалы, а так же техническое оборудование необходимое для проведения занятий (лаборатории, наглядные материалы, видео- и фотоматериалы и т.д.)
Раздел 6. Подведение итогов, виды отчетности
6.1 Обсуждение результатов практики проводится в два этапа:
1) в образовательном учреждении в присутствии преподавателя профилирующего предмета, классного руководителя и руководителя группы студентов. На этом этапе результаты практики каждого студента оценивается преподавателем профилирующего предмета, классным руководителем и руководителем группы студентов;
2) на итоговой факультетской конференции студенты выступают с сообщениями о проведенной работе в период практики, делятся приобретенным опытом учебно-воспитательной работы, высказывают свое мнение об организации педагогической практики в образовательном учреждении;
Руководитель педагогической практики от факультета подводит итоги и дает оценку работы студентов.
6.2 Зачет по практике принимается при условии предоставления студентами отчета о педагогической практике, ставится в зачетную книжку руководителем практики от факультета по согласованию с руководителем группы студентов.