Принцип уважения личности как образа Божия в человеке
6.Принцип соборности. Единение всех во Христе, единение не только внешнее, но и внутреннее.
Принцип разумной требовательности.
8.Принцип возрастосообразности. Использование тех форм и методов воспитания, которые адекватны возрастным особенностям становления личности учащихся.
9.Принцип диалога. Следование этому принципу позволяет достичь доверительных отношений между преподавателем и учащимися.
Принцип стимулирования самовоспитания.
11.Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в Воскресной школе, должны соотноситься с реальными делами прихода, поселка, города.
12.Принцип обратной связи. Результаты обратной связи необходимо учитывать при выстраивании дальнейшей стратегии деятельности школы.
Учебно-воспитательная деятельность Воскресной школы строится на основе системно - деятельностного подхода.
Для достижения целей и задач Воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:
1. Проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;
2. Проведение дополнительных занятий направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина по следующим направлениям: художественно-эстетическое; туристско-краеведческое; физкультурно-спортивное; военно-патриотическое.
3. Проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание адаптированных и авторских программ, поиск новых форм и методов деятельности.
4. Организация досуговых лагерей:
а) создание групп дневного пребывания детей в летней период на базе Воскресной школы.
5. Организация и проведение фестивалей и концертов:
а) концертов - Рождественских, Пасхальных, к Престольному празднику Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана – 14 ноября, ко Дню Славянской письменности и культуре (в день памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия) – 24 мая.
б) Открытого фестиваля «Православное Рождество» совместно с администрацией ДК «Машиностроитель»;
6. Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях, концертах и других мероприятиях, приводимых ОРОиК Калининградской Епархии и Министерством образования для воскресных школ.
Участники учебно-воспитательной деятельности
Участниками учебно-воспитательного процесса в Воскресной школе являются: Настоятель прихода, Духовник, Директор воскресной школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.
II. Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности
Для каждой ступени
Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности как к личностным, так и к предметным.
- Личностным - готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы.
- Предметным – приобретение духовного опыта воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов.
Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени (по Стандарту):
Дошкольная ступень
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:
- заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
- пробудить личность ребёнка, направить её к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
- воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и явятым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
- развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребёнка;
- помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
- развивать нравственные чувства. Дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.
Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:
- понимание, что Бог есть Творец мира;
- знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь: «Христос Воскресе!»;
- представление о Церкви как о доме Божием;
- представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
- знание Заповедей Божиих (обзорно);
- знание имён своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
- умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
- умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
- умение петь простые песнопения;
- умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
Начальная ступень
Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: Священная библейская история, Устройство православного храма и богослужение, История Церкви, Основы христианской нравственности (на основе Евангелия и житий Святых)); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:
- заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
- дать знания о важнейших событиях Священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
- помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
- воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине. Бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
- формировать ценностные жизненные ориентиры;
- научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения «Закона Божия»:
- знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Сын Божий – Спаситель мира;
- знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы. До и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
- представление о Библии как Священной книге. Знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе. Об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа. Основных притч;
- представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
- знание названий двунадесятых и великих праздников;
- знание о Таинстве покаяния и Евхаристии;
- знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидьякона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
- представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге. О жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
- знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
- умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
- осознанное участие в Таинствах исповеди и причащения.
- использование своих знаний для выявления и осознания собственных греховных поступков;
- построения исповеди и исправления грехов.
Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:
- сформировать представление о церковно-славянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов;
- раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
- овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка:
- знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла(Константина) и Мефодия;
- знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
- знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
- знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
- знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
- знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
- овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
- умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные, тропари наиболее употребляемые);
- умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
- умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
- умение анализировать и кратко характеризовать части речи предложения;
- умение работать с церковнославянскими словарями.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
- читать и понимать церковнославянский текст;
- знать наизусть основные молитвы;
- самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
- осмысленно участвовать в Богослужении.
Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей:
- понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;
- овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
- овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;
- развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание, умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора, интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных.
Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:
- знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
-знание особенностей праздничных служб;
- умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
- умение правильно интонировать мелодии гласов;
- умение держать строй в песнопениях в 2-хголосном изложении;
- владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах;
- соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
- умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая чёткость дикции, дотягивая концы фраз)
- соблюдать правила поведения на клиросе;
- ориентироваться в нотах партитурах богослужебных песен;
- петь под руководством регента.
Основная ступень
Вероучительными предметами основной ступени являются:
- «Священное Писание» (Ветхий и Новый Завет);
- «Православное Богослужение» («Литургика»);
- «Основы православного вероучения» («Катехизис»);
- «История Христианской Церкви»
- «Христианская этика».
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной христианской картины мира;
- осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
- освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
- овладение навыками работы с текстом Библии и навыками её понимания;
- формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Иисуса Христа;
- применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
- воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.
Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:
- знание о Библии, названий книг, составляющих её, автора Пятикнижия;
- знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
- знание Десяти заповедей Божиих;
- знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
- умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
- умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
- умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
- высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
- использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
Изучение «Основ православного вероучения» («Катехизиса») направлено на достижение следующих целей:
- формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
- освоение знаний, касающихся православного вероучения;
- овладение навыками добродетельной жизни;
- формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
- применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православно вере. Традиции и культуре;
- воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения» («Катехизиса»):
- знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
- знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
- знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
- знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
-представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
- умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
- умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя. Учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
- умение рассазать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
- высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
- использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
- овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
- формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
- применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:
- знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской православной церкви;
- знание имён выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и юношества;
- представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
- понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
- представление о Поместных православных Церквях;
- умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
- умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание.
Умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
- объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальности и религиозной принадлежности.
Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:
-воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
- освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
- овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
- формирование представлений о духовной жизни христианина;
- применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.
Предметные результаты изучения «Христианской этики»:
-представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
- знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
- знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
- представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
- умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
- самоидентификация себя в мире и в самом себе.