Раздел iv. тактика педагогической самоорганизации 9 страница
Рефлексия условий профессиональной самоорганизации личности. Профессиональная самоорганизация - это деятельность сознания по осмыслению различных условий, сопровождающих выбор профессии. На основании рефлексии определяется достаточный набор предпосылок, которые необходимо иметь в виду для окончательного принятия решения.
1. Позиция родителей: пассивная (около 30%): предоставление полной самостоятельности - безразличие, боязнь ошибиться, неумение дать квалифицировнный совет; активная (около 70%): диктат родительских представлений, реализация собственных несбывшихся планов, завышенная оценка способностей детей, игнорирование их возможностей и интересов, престижность профессий; отсутствие знаний о реальном содержании труда и т.п.
2. Позиция товарищей: выбор "за компанию", отсутствие собственной позиции; ориентация на старших товарищей как реакция на семейный авторитаризм, стремление найти подтверждение своих планов в опыте друзей, общий языковой уровень.
3. Позиция учителей, как предметников, видящих успехи в освоении предмета как успехи профессиональные. Отождествление школьного предмета и профессии.
4. Личные профессиональные планы. Кажущаяся самостоятельность принятия решения. Трудность выбора цели - что буду делать, каким буду, с кем, где, что достигну, идеал. Ближайшие и отдаленные конкретные цели - специальность, проба сил, чему и где учиться, перспективы. Внешние условия - возможные трудности, препятствия, противодействие тех или иных людей. Внутренние условия - собственные возможности, здоровье, способности к обучению, настойчивость, склонности. Запасные варианты целей.
5. Профессиональная пригодность: а) непригодность (противопоказа-ния - медицинские, психологические, характерологические); б) годность - отсутствие противопоказаний и показаний, возможно компенсаторное развитие при четком целеполагании; в) соответствие - бесспорное наличие личностных качеств, соответствующих требованиям профессии; г) признание - высший уровень соответствия требованиям профессии.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Самооценка своих достижений, представление о месте среди людей, реалистичность притязаний. Престиж и соответствие возможностей. Пирамида Шубкина.
7. Профессиональная информированность. Ориентация на нестандартные источники.
8. Наличие склонностей ("хочу делать").
Характерные ошибки при выборе профессий. Неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора - к области деятельности, к советам окружающих. Самсостоятельность в принятии решения.
Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах выбора.
Увлечение только внешней или частной стороной профессии, романтизация.
Неумение разбираться в своих личных качествах.
Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных для профессии.
Расплывчатость ориентиров и мечты, не соотносящихся с практической деятельностью.
* *
*
Предложенные технологические основы предоставляют вам возможность для построения собственной тактики самоорганизуемого воспитания. Собственно, вся педагогика личности - это возможность для выбора учителем основы для своей педагогической деятельности. Возможность становится реальностью только тогда, когда она воспринимается как достижимая. Средства достижения, использованные в нашем пособии, открыты для дополнения их вашими собственными пониманиями и предложениями.
Разработанные нами подходы не претендуют на всеобщность и универсальность. Они представляют личностную, достаточно субъективную позицию авторов по отношению к педагогической реальности, ее осмыслению и переосмыслению. Мы не претендуем на то, чтобы предложенные для вашего осмысления позиции рассматривались как конечное, "абсолютное" знание. Эти позиции так же неравновесны, неустойчивы и нелинейны, как и вся жизнь. Но человек вносит в жизнь элемент баланса, равновесия, устойчивости, тем самым развивая и жизнь, и себя в жизни, реализуя главный принцип синергетики "порядок из хаоса". Чтобы не потеряться в хаосе жизни, в том числе - и педагогической, необходимо усилие мысли, интеллектуальная инициатива, средства самоорганизации которой и предложены в этом пособии.
Приложения
I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ |
1. Ориентационная анкета 2. Диагностика волевой организации личности 3. Диагностика уровней самооценки поведения 4. Диагностика уровней субъективного контроля |
5. Тест на измерение импульсивности 6. Тест на измерение ригидности 7. Методика "Автономность - зависимость" |
8. Тест “Я-концепция творческого саморазвития”. Задания для творческого саморазвития |
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ” |
IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ “ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ" |
5. Вопросы для экзамена по дисциплине "Введение в педагогическую профессию" Вопросы для экзамена по дисциплине "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ" ПРИМЕЧАНИЯ |
Библиография по личностно-ориентированному образованию |
1. Ориентационная анкета
(определение направленности личности).
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 г.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответсвует реальности. Ответ “наиболее” получает 2 балла, “наименее” - 0. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. Все баллы вписываются в заготовленную ранее матрицу (таблицу ключа) рядом с буквенным обозначением направленности. Наибольшее количество баллов свидетельствует о ценностном приоритете одной из направленностей.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (колонка Я в таблице ключа) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (колонка О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (колонка Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция:
Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможно три варианта ответов: А, Б, В.
Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.
Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен.
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две цифры, которые и запишите рядом с соответствующими буквами. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивыми. Среди вариантов ответа нет “хороших” или “плохих”, поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является “правильным” или “лучшим”для вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Тестовый материал
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может много достичь в жизни.
7. Борльше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б.Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б.Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успехов в жизни;
Б. По-нстоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю когда:
А. Другие меня ценят;
Б. Испытывая удовлетворение от хорошо выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно орассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ниченго хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь, руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитеным;
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне хотелось бы:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Участвовать в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
В. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекнуть за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьми;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
ТАБЛИЦА - КЛЮЧ
№№ | Я О Д | №№ | Я О Д |
А В Б | Б В А | ||
Б В А | А В Б | ||
А В Б | А В Б | ||
В Б А | А Б В | ||
Б А В | А Б В | ||
В А Б | В Б А | ||
В Б А | Б А В | ||
А Б В | Б А В | ||
В А Б | В А Б | ||
А В Б | Б В А | ||
Б В А | А В Б | ||
Б А В | В А Б | ||
В А Б | Б А В | ||
А В Б |
3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ САМООЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ
В этой методике предлагается оценить сходство различных вариантов поведения с вашим собственным поведением. Методика поможет вам узнать о некоторых особенностях своей нервной системы: ее силе, подвижности, уравновешенности, но лишь в том случае, если вы дадите правильную и беспристрастную оценку своего поведения.
В каждом из предлагаемых пунктов методики описаны четыре варианта поведения ваших сверстников в различных ситуациях. Вам нужно выбрать один из них ( и только один!) вариант, который больше всего напоминает вам собственное поведение. В бланке ответов найдите номер выбранного варианта поведения и поставьте крестик в клетку с этим номером. Будьте внимательны: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять только один крестик. После заполнения бланка ответов подсчитайте количество крестиков в каждом из столбцов и поставьте сумму внизу в графе “итог” .
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
1.1. Настроение неустойчивое: бурное веселье может смениться раздражением.
1.2. Настроение всегда ровное, спокойное.
1.3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.
1.4. Настроение обычно подавленное, часто грустит.
2.1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.
2.2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны.
2.3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
2.4. Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит “взахлеб”.
3.1. При неудачах упорно старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.
3.2. При неудачах очень переживает, с большим трудом берется за дело вновь.
3.3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.
3.4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
4.1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
4.2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.
4.3. Работает упорно, стремясь во что бы то ни стало довести дело до конца.
4.4. Берется за любую работу, моежт браться за несколько дел одновременно.
5.1. В общении ведет себя очень эмоционально, громко смеется.
5.2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.
5.3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
5.4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, предпочитая общаться с близкими друзьями.
6.1. Делит с другими людьми и радость и горе.
6.2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только очень близким друзьям.
6.3. Все свои чувства старается переживать в одиночку.
6.4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
7.1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.
7.2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.
7.3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.
7.4. Очень огорчается из-за любых замечаний, переживает их.
8.1. После выполнения какой-либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.
8.2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.
8.3. Легко перестраивается на другую работу, может при этом бросить начато дело, не закончив его.
8.4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое.
9.1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает и.
9.2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро забывает их.
9.3. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это старается не показывать.
9.4. Все свои обиды скрывает, переживает их в одиночку.
10.1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыщ.
10.2. Редко шутит, часто обижается на шутки.
10.3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.
10.4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно им это или нет.
11.1. Перд тем, как приступить к делу, все старательно продумывает и рассчитывает, если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.
11.2. Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом: если ситуация меняется, то может легко перестроиться.
11.3. Планы работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения, также быстро и легко перестраивается при изменении условий работы.
11.4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности.
12.1. Отличается острой впечатлительностью и восприимчивостью, особенно в области эстетических впечатлений.
12.2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в приличной сфере.
12.3. Любит яркие впечатления, их постоянную смену, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.
12.4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.п.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
После того, как учащиеся на бланке ответов подсчитывают количество крестиков в каждом столбце и проставят его в графе “итог” педагог просит их проставить в свободных клетках бланка слева направо по порядку следующие буквы: С, Ф, Х, М. Затем объясняет им, что эти буквы обозначают названия типов темпераментов, соответственно: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Сангвиник отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервной системы, флегматик - силой и инертностью (малоподвижностью) нервной системы, холерик - подвижностью и неуравновешенностью нервной системы, а меланхолик - слабостью нервной системы, ее неуравновешенностью, малой подвижностью.
Если в какой-то графе у учащегося 8 или более крестиков, то у него ярко выражен соответствующий тип темперамента. Однако такой вариант втречается редко. Чаще бывает вариант, при котором большее количество крестиков оказывается сосредоточенным в двух столбиках. При этом возможны два случая: а) примерно одинаковое количество выборов в обоих столбиках (распределение выборов типа 5 - 5 - 2 - 0, 6 - 5 - 4 - 2 - 1 и т.п.) - в таком случае можно говорить об одинаковой выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента и б) преобладающее количество выборов в одном их столбиков (распределение выборов типа 7 - 1 - 1 - 0, 6 - 3 - 2 - 1, 7 - 5 - 0 - 0 и т.п.) - в таком случае можно говорить о выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента с преобладанием одно из них.
После определения степени выраженности данных типов у школьника преподаватель объясняет, каким образом можно сделать вывод о проявляемых свойствах нервной системы, предлагая им определенный алгоритм. Он заключается в следующем: необходимо учесть степень выраженности каждого из проявляемых типов темперамента и на основе сравнительного анализа выделить наиболее характерные проявления нервных процессов у конкретного школьника.
Пример № 1. Редко встречается распределение типа 6 - 4 - 2 - 0, т.е. наиболее ярко выражены черты холерика. Выделяя характеристики каждого из указанных типов темперамента и учитывая силу их выраженности, приходик к заключению о том, что в данном случае превалируют сила и уравновешенность нервных процессов. Подвижность нервных процессов в данном случае никак не проявляется.
Пример № 2. При распределении типа 4 - 2 - 6 - 0, т.е. когда наиболее ярко заметны черты холерика, более слабо - сангвиника и отчасти - флегматика, мы можем прийти к заключению: в данном случае проявляется подвижность нервных процессов, а уравновешенность и сила практически не выражены.
БЛАНК ОТВЕТОВ
№ ответа | варианты поведения | |||
1.3 | 1.2 | 1.1 | 1.4 | |
2.1 | 2.2 | 2.4 | 2.3 | |
3.4 | 3.1 | 3.3 | 3.2 | |
4.4 | 4.3 | 4.2 | 4.1 | |
5.2 | 5.4 | 5.1 | 5.3 | |
6.1 | 6.3 | 6.4 | 6.2 | |
7.3 | 7.1 | 7.2 | 7.4 | |
8.4 | 8.2 | 8.3 | 8.1 | |
9.2 | 9.4 | 9.1 | 9.3 | |
10.1 | 10.3 | 10.4 | 10.2 | |
11.3 | 11.1 | 11.2 | 11.4 | |
12.4 | 12.2 | 12.3 | 12.1 |
4. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Опросник составлен на основе разработок уровня субъективного контроля Дж. Роттера.
В результате тестирования выявляются 4 типа жизненного самоопределения: 1 - отсутствие жизненного выбора; 2 - выбор сделан под влиянием случайных факторов, не является обоснованным, требует дальнейшей работы над личностью; 3 - ситуация выбора характеризуется переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов жизненного самоопределения. Кризис может разрешиться благополучно при минимальной поддержке со стороны учителя; 4 - завершение кризиса, личность делает осознанный выбор и приступаетк практической деятельности по его реализации.
Полученные результаты могут служить одним из показателей способности или неспособности личности совершать осознанный выбор.
Суть разработки сводится к тому, что существуют два основных способа осознавать и объяснять меру участия человека в том, что с ним происходит:
- все происходящее - результат случайности, сложившихся обстоятельств, и лично от человека мало что в этой жизни зависит - это внешний, экстернальный уровень субъективного контроля;
- все происходящее - результат собственных усилий, если не все, то очень многое зависит от самого человека - это внутренний, интернальный уровень субъективного контроля.
Как крайняя экстернальность так и крайняя интернальность могут быть причиной многих сложностей в жизни. Наиболее оптимальный вариант - средние значения уровня субъективного контроля.
Первому и второму типам жизненного самоопределения соответствует экстернальный УСК. Третьему и четвертому - средний и высокий уровни интернальности. Определение уровня субъективного контроля способствует довольно точному выявлению недостатков при жизненном самоопределении личности.
ИНСТРУКЦИЯ
Учащимся до 16-ти лет предлагается подтвердить или отвергнуть 44 утверждения (суждения) о различных жизненных ситуациях. Перед опросом респондентам раздаются бланки, в которых указаны номера утверждений. Рядом с каждым номером надо проставить “+” (если согласен) и “_ “(если не согласен). Затем ответы сопоставляются с ключом.
ЛИСТ ОТВЕТОВ УСК
1. 12. 23. 34.
2. 13. 24. 35.
3. 14. 25. 36.
4. 15. 26. 37.
5. 16. 27. 38.
6. 17. 28. 39.
7. 18. 29. 40.
8. 19. 30. 41.
9. 20. 31. 42.
10. 21. 32. 43.
11. 22. 33. 44.
Ио Ид Ин Ит Им
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ УСК
1. Ио - интернальность общая.
“Да” в суждениях: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.
“Нет” в суждениях: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.
2. Ид - интернальность в области достижений.
“Да” в суждениях: 12, 15, 27, 32, 36, 37.
“Нет” в суждениях: 1, 5, 6, 14, 26, 43.
3. Ин - интернальность в области неудач.
“Да” в суждениях: 2, 4, 20, 31, 42, 44.
“Нет” в суждениях: 7, 24, 33, 38, 40, 41.
4. Ит - интернальность в области трудовых (учебных) отношений.
“Да” в суждениях: 19, 22, 25, 42.
“Нет” в суждениях: 1, 9, 10, 30.
5. Им - интернальность в области межличностных отношений.
“Да” в суждениях: 4, 27.
“Нет” в суждениях: 6, 38.
ОПРОСНИК УСК
Заполняйте лист ответов быстро, вносите первый ответ, который приходит в голову. Именно он будет самым правильным. Помните, что хороших и плохих ответов не бывает. Если затрудняетесь - поставьте прочерк.
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть - ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители, благосостояние и т.п. влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе больше зависят от случайностей (поведенияучителей, моего настроения и т.п.), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я верю, что смогу их осуществить.
12. То, что многим людям кажется удаче или везением, на самом деле является результатом долгих и целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может помочь здоровью больше, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они не старались, наладить семейные отношения, они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в щколе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, работающие в ней.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в отношениях, сложившихся в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти лбого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается - дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему взрослые поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточных усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
33. В неприятностях, неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема не решится сама собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня более, чем от кого либо зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним и не нравлюсь другим людям.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невзможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.
44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.