Соотношение педагогических умений

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Таразский Государственный педагогический институт

Кафедра Физическая культура и спорт

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: ___________

на тему: «Формирование проектировочных и конструктивных умений педагога, их роль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре».

Курс ________________

Группа ________________

Студент ________________

Преподаватель ________________

Допущен к защите «___» г.

Защищен с оценкой ____ «___»____________ г.

Г. Тараз, 2015 г.

Содержание.

Введение.

I. Формирование педагогических умений преподавателя физической культуры, как один из наиболее значимых факторов педагогического мастерства.

1. 1. Формирование проектировочных умений педагога по физической культуре.

1.2. Роль проектировочных умений педагога в учебно-воспитательном процессе по физической культуре.

II. Формирование конструктивных умений педагога – один из важнейших факторов педагогического мастерства.

2. 1. Формирование конструктивных умений педагога по физической культуре.

2. 2. Роль конструктивных умений педагога в учебно-воспитательном процессе по физической культуре.

III. Исследование о необходимости формирования проектировочных и конструкционных умений у будущих преподавателей по физической культуре.

Заключение.

Введение.

В педагогических ВУЗах для овладения специальностью преподавателя физической культуры студентами изучается множество дисциплин. Но основными из них являются те, в процессе изучения которых студенты формируют основы своего педагогического мастерства. В психолого-педагогической литературе существуют различные характеристики понятия «педагогического мастерства». Например, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович так определяют это понятие: «Педагогическое мастерство - это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы… С внутренней стороны педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач». По другому определению, которое приводится в «Педагогической энциклопедии» педагогическое мастерство – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступно каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог – мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». Таким образом, можно отметить, что в понятие «педагогического мастерства» включены следующие компоненты:

· общая высокая культура, эрудиция;

· обширные и глубокие знания в области преподаваемой науки;

· знания из педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии, умение использовать их в практике обучения и воспитания;

· владение в совершенстве методикой учебно-воспитательной работы, которое обнаруживается в том, что педагог знает, как учить и воспитывать.

Кроме того, необходимо знать и понимать, что педагогическое мастерство можно воспитать, оно доступно каждому, кто избрал профессию учителя по призванию. Проанализировав вышеизложенное можно сказать также, что педагогическое мастерство - это целостная многогранная деятельность педагога, направленная на получение конечных результатов обучения и воспитания занимающихся. Оно основано на единстве знаний и высокоразвитых умений, которые могут быть приобретены студентом в процессе обучения.

I. Формирование педагогических умений преподавателя физической культуры, как один из важнейших факторов педагогического мастерства.

Новые социально-экономические условия развития общества предъявляют системе образования повышенные требования к формированию и развитию трудовой, профессиональной и общей культуры молодежи. В связи с этим возникает необходимость в подготовке педагогов «нового поколения» — субъектов профессиональной деятельности, способных осуществлять инновационную деятельность в направлении созидания необходимых дидактических условий становления учащихся в качестве субъектов. Поэтому особую актуальность имеет готовность учителя к педагогическому проектированию, которое является одним из способов реализации инновационной профессиональной деятельности. По словам Л. С. Подымовой и В. А. Сластенина, приоритетные инновационные направления в педагогике связаны с реализацией гуманистического, личностно ориентированного, проблемного подходов в обучении, с построением учебно-воспитательного процесса на основе субъект-субъектных отношений между учащимися и педагогом. Однако система обучения будущего учителя в вузе не отвечает требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности. Особенно остро это проявляется в подготовке учителя физической культуры, в которой инновационные подходы не находят своего должного развития, что подтверждается работами П. И. Бабочкина, С. А. Кореневского, С. Д. Неверковича и др.

Умения учителя физической культуры - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности. Умения учителя физической культуры делятся на проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

Современная педагогическая наука в соответствии с основными направлениями педагогической деятельности выделяет 5 групп педагогических умений:

I. Проектировочные;

II. Конструктивные;

III. Организаторские;

IV. Коммуникативные;

V. Гностические.

I. К проектировочным умениям относятся следующие умения:

1) осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;

2) предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;

3) намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;

4) научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;

5) ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;

6) проектировать содержание учебного предмета;

7) проектировать собственную педагогическую деятельность.

II. Конструктивные умения - это умения:

1) отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;

2) отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;

3) проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;

4) конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.

III. Организаторские умения – это:

1) способность реализации намеченных планов;

2) организовать свою деятельность и деятельность учеников;

3) обладать высоким уровнем личной организованности;

4) уметь хорошо организовать своё рабочее время,

5) правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока,

6) умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников;

7) участвовать в организации деятельности учащихся;

8) хорошо организовывать работу спортивных секций в школе;

9) организовывать спортивные соревнования и праздники, организовывать эстафеты и подвижные игры на уроке.

IV. Коммуникативные умения условно делятся на три группы:

1) собственно коммуникативные (выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения);

2) дидактические (связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий);

3) ораторские (обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

V. Гностические умения:

1) связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом;

2) с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности; базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать; использование учебно-методической и научной литературы;

3) проведение элементарных исследований, с анализом их результатов.

VI. Двигательные умения отражают, прежде всего:

1) технику выполнения учителем физических упражнений:

2) правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения:

3) определяет эффективность учебной деятельности школьников.

4) умения и навыки выполнения страховки,

5) ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д.

Эти данные можно представить в виде таблицы.

Таблица № 1.

Соотношение педагогических умений

Наши рекомендации