Задания для проведения текущего контроля

1. Приведите примеры параллельной терминологии.

2.Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.

3.Постройте диаграмму, иллюстрирующую политическое соотношение разных категорий детей с особыми

образовательными потребностями в системе специального образования.

4.Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены

права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

5.Раскройте понятия: медицинская абилитация, медицинская реабилитация.

6.Дайте определение компенсации. Перечислите виды компенсации.

7.Раскройте представления Л.С. Выготского в соотношении мышления и речи.

8.Нарисуйте схему периодизации эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в

развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки применительно к

Западной Европе и к России.

9.Перечислите дидактические принципы специальной педагогики и раскройте их сущность.

10.Охарактеризуйте личность педагога в процессе воспитания детей с особыми образовательными

потребностями.

11.Дайте характеристику основным группам технических средств обучения и компенсации. 12.Расскажите

о сущности, содержании и опыта организации ранней комплексной помощи детям с отклонениями в

развитии и их семьям.

13.Охарактеризуйте современные возможности получения дошкольного образования детьми со

специальными потребностями.

14. Охарактеризуйте современную школьную систему специального образования в России.

15.Охарактеризуйте процесс профориентации лиц с ограниченной

трудоспособностью: какова его цель, задачи, содержание, организация.

16.Охарактеризуйте структуру современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными

возможностями жизнедеятельности в нашей стране.

17.Назовите основные возможные сочетания дефектов развития.

18.Раскройте понятия: интеграция, включенное образование.

19.Покажите особенности развития интеграционных процессов за рубежом и в России.

20.Найдите общие и отличительные черты вальдорфской школы и Монтессори - школы в содержании и

организации обучения детей с отклонениями в развитии.

Задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов и формы контроля

1.Изучение терминов «дефект», «депривация», «дезадаптация», «девиация» и понятий «воспитание»,

«обучение», «коррекция», «компенсация», «адаптация школьная», «реабилитация социальная». Форма

контроля: опрос на семинарских занятиях.

2.Написание реферата на тему: «Жизнь и деятельность Л.С. Выготского». Форма контроля: проверка

реферата.

3.Изучение понятий «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.

Форма контроля: проверка реферата.

4.Написание реферата на тему: «Роль биологических и социальных факторов в развитии детей с

ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности».

Форма контроля: проверка реферата.

5.Написание реферата на тему: «Становление психики слепоглухих». Форма контроля: проверка реферата.

6.Написание реферата на тему: «Интеграция детей с проблемами в развитии».

Форма контроля: проверка реферата.

Вопросы к зачету по разделу 1

1.Теоретико-методологические основания истории специальной педагогики.

2.Представления о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе — эпоха

мифологического мышления.

3.Представления о человеке с нарушениями в развитии в античном мире и раннем Средневековье — эпоха

первого рационализма — метафизики, натурфилософии.

4.Античный мир.

5.Раннее

Средневековье.

6.Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке

Средневековья (VI —XVI вв.).

7.Западная Европа, восточные цивилизации.

8.Древнерусское государство.

9.Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития.

10.Возрождение и эпоха развития частных наук (XIII —XVI вв.).

11.Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической

науки Нового времени(XVII-XVIII вв.).

12. Развитие науки Нового времени.

13.Научная мысль и опытно-экспериментальные подходы к обучению глухих (XVII в.).

14.Специальная педагогика и развитие педагогической мысли за рубежом и в России в эпоху Просвещения

(XVIII в.).

15.Развитие специальной педагогики в эпоху неклассической науки (XIX в. — первая половина XX в.).

16.Кризис классики и переход к неклассической науке.

17.Развитие специальной педагогики за рубежом в период становления неклассической науки (XIX в.).

18.Развитие специальной педагогики в России (XIX в.).

19.Важнейшие идеи неклассической науки, оказавшие влияние на развитие научной мысли в специальной

педагогике (конец XIX — первая половина XX в.).

20.Специальная педагогика и педагогическая мысль за рубежом в период развития неклассической науки

(конец XIX — первая __________половина XX в.).

21.Отечественная специальная педагогика в период развития неклассической науки (конец XIX — первая

половина XX в.). 22.Начало нового этапа развития науки — переход от неклассики к науке

постмодернизма.

23.Зарубежная специальная педагогика во второй половине XX в.

24.Специальная педагогика в СССР в период начала развития постнеклассической науки (50 —80-е гг. XX

в.).

Вопросы к зачету по разделу 2

1. Специальная педагогика и общая педагогика.

2. О понятийном аппарате специальной педагогики.

3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.

4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования.

5. Статистика специального образования.

6. Классификации нарушений развития.

7. Предметные области современной специальной педагогики.

8. Философские основания специальной педагогики.

9. Этические основы специальной педагогики.

10. Социологические основы специальной педагогики.

11. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как

социокультурный феномен.

12. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности — социальная и

образовательная интеграция.

13. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека.

14. Право на образование в системе прав и свобод человека.

15. Государственно-правовые основы социальной политики России по защите прав инвалидов.

16. Предмет и задачи специальной психологии.

17. Проблема компенсации в психологии.

18. Общие и специфические закономерности психического развития.

19. Диагностика в специальной психологии.

20. Развитие речи в онтогенезе.

21. Функции речи.

22. Краткая история благотворительности.

23. Экономическая политика СССР в отношении специального

образования.

24. Проблемы экономического обеспечения специального

образования.

25. Методология научного познания в специальной педагогике.

26. Становление методологии научного познания в гуманитарных науках.

27. Современные методологические основания специальной педагогики — общефилософские,

общенаучные и частнонаучные.

28. Методы научных исследований в специальной педагогике.

29. Обучение, развитие, саморазвитие.

30. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия.

31. Организация специального образования в структуре специальных (коррекционных) образовательных

учреждений.

32. Развитие организационных форм специального образования —интеграция и дифференциация.

33. Технологии и методы специального обучения.

34. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.

35. Личность педагога-дефектолога.

Вопросы к экзамену по разделу 3

1.Теоретико-методологические основания истории специальной педагогики.

2. Представления о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе — эпоха

мифологического мышления.

3. Представления о человеке с нарушениями в развитии в античном мире и раннем Средневековье — эпоха

первого рационализма — метафизики, натурфилософии.

4.Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке

Средневековья (VI — XVI вв.).

5.Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической

науки Нового времени(XVII-XVIII вв.).

6.Развитие специальной педагогики в эпоху неклассической науки (XIX в. — первая половина XX в.).

7.Развитие специальной педагогики в России в XIX веке.

8.Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина XX в.).

9.Зарубежная специальная педагогика во второй половине XX в.

10.Специальная педагогика в СССР в период начала развития постнеклассической науки (50 —80-е гг. XX

в.).

11.Общие вопросы теории специальной педагогики.

12.Предметные области современной специальной педагогики.

13.Философия и специальная педагогика.

14.Социологические и социокультурные основы специальной педагогики.

15.Медико-биологические основы специальной педагогики.

16.Психологические основы специальной педагогики.

17.Экономические проблемы специального образования.

18.Методология и методы научного познания в специальной педагогике.

19.Особые образовательные потребности и содержание специального образования.

20.Принципы специального образования.

21.Формы организации специального образования.

22.Воспитание в системе специального образования.

23.Обучение в системе специального образования.

24.Технологии и методы специального обучения.

25.Педагог системы специального образования: профессиональная деятельность и личность

26.Педагогические системы специального образования.

27.Педагогические системы образования людей с нарушениями слуха.

28.Системы образования слабослышащих.

29.Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения.

30.Предмет и задачи тифлопедагогики.

31.Система образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

32. Система специального школьного образования детей с нарушениями зрения..

33.Педагогические системы логопедической помощи людям с нарушениями речевой деятельности.

34.Основы функционирования педагогических систем логопедической помощи в образовании,

здравоохранении и сфере социальной защиты населения.

35.Педагогические системы специального образования при нарушениях умственного развития.

36.Система школьного образования людей с нарушениями умственного развития школьного возраста и

поздней юности.

37.Дети со стойкими образовательными затруднениями. Система специальной педагогической помощи.

38.Педагогические системы обучения и воспитания людей с нарушениями опорно-двигательного

аппарата.

39.Специальное образование при аутистических расстройствах.

40.Педагогические системы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии.

.

Наши рекомендации