II. Сообщение нового материала. У. Как вы думаете, как относитсяПравославная Церковь к войне?Как должен вести себя

У. Как вы думаете, как относитсяПравославная Церковь к войне?Как должен вести себя православный человек,еслиначнется война?

Дети отвечают.

Мнения детей разделяются на две группы.Одни говорят,что на войне надо убивать, а убивать - это грех и, следовательно, православ­ный человек не должен воевать. Другие говорят, что долг православ­ного человека — защищать свою Родину.

— Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение за свою страну на войне. Воин готов по заповеди Христовой положить душу (отдать жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества. Среди православных святых было много воинов. Назовите святых воинов.

Д. Святой благоверный князь Димитрий Донской, святой Александр Невский, святой Георгий Победоносец, святой Иоанн Воин.

У. Расскажите, что вы знаетео них,

'Дети отвечают.

День Победы139

- Как мы можем узнать о каком-либо деле, богоугодное лн оно?

Д. Если дело хорошее,то Господь поможет нам его выпол­нить.

У. То, что во время войны Господь был на нашей стороне, доказывает Его чудесная помощь и помощь Божией Матери.

Когда началась война, патриарх Антиохийский стал мо­литься о спасении нашей страны. Ему явилась Божия Матерь и сказала, что для спасения России должны открыться церкви и монастыри, которые в советское время были закрыты, а также надо обнести крестным ходом Казанскую икону Божи­ей Матери вокруг Ленинграда и других городов. Так и посту­пили, и тогда наша армия победила.

Сохранились рассказы о чудесных явлениях Божией Мате­ри на Курской дуге, в Сталинграде, в Кенигсберге. Вот что рассказывал офицер о битве за Кенигсберг: «Наши войска уже совсем выдохлись... Вдруг видим: приехал командующий фронтом и с ним священники с иконами... Священники от­служили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недо­умением смотрели, куда они идут.Их же всех перебьют... И вдруг стрельба с немецкой стороны прекратилась. Тогда наши войска начали штурм города.Как потом рассказывали пленные, перед самым штурмом в небе появилась Божия Ма­терь, и у всех немцев отказало оружие... Тогда-то наши войс­ка и взяли город».

Вы узнали, что во время войны Господь помогал нашим войскам победить. Но Бог помогал не только воинам, но и обычным людям. Во многих семьях сохранились рассказы о чудесной помощи. Известен случай, когда Богородица яви­лась на краю пропасти и этим спасла грузовик с детьмиотпадения. В «Блокадной книге» Таисия Васильевна Мещанки-на вспоминает, как она молилась: "Господи! Пошли мне, что­бы я до утра дожила, чтобы ребенок меня не увидел мертвую. Потом ее возьмут в детское учреждение, а вот чтобыонамертвой не увидела». И Господь помог! Утром эта женщина нашла на кухне горошины и шелуху от картошки -и такспаслась.

В самые трудные времена Бог посылал на помощь людям героев. Кто такие герои? Д. Смелые, сильные люди.

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

У. Герой совершает только добрые дела.Вот в чем разница между обычным смелым и сильным человеком и героем: герой чист сердцем, он о себе не думает. Он свою силу духа, свой ум отдает на служение своему народу. Расскажите о герояхВели­кой Отечественной войны.

Заранее подготовленные дети делают доклады о героях Великой Отечественной войны.

Д. 23 июля 1942 года немецкая армия начала наступление, был дан приказ захватить переправу через Дон и прорваться к Волге.Но не так-то просто было это сделать. Наши войска ни за что не хотели пропустить немцев к городу. Около станицы Клетской четыре бронебойщика - Петр Болото, Григорий Са­мойлов, Александр Беликов и Иван Алейников - остановили 30 танков: они уничтожили 15 танков, а остальные немцы испугались и повернули назад.

- Я расскажу про 33 богатырей под Сталинградом. Так прозвали33 отважных солдат, которые защищали важную высоту. Попали бойцы в окружение.Но не дрогнули смельча­ки, 27 танков подбили в бою герои. Уничтожили150 фашис­тов. Кончились боеприпасы. Прорвались солдаты сквозь окру­жение. Все оказались целы, все невредимы.

- Защищая Москву от воздушных налетов, совершил свой прославленный подвиг летчик-москвич, младший лейтенант Виктор Талалихин. Наблюдатели обнаружили приближаю­щийся к Москве фашистский бомбардировщик. Младший лейтенант Талалихин получил приказ уничтожить врага. Не­сколько раз атаковал Талалихин самолет противника, но, видно, опытный ас попался. Летчик расстрелял все патроны. Подвел тогда он свою машину к хвосту фашистского самоле­та, нажал на рычаги, дал полный газ и со всей силой врезался в самолет противника. Вспыхнул бомбардировщик, как фа­кел. и рухнул вниз. А Виктор Талалихин прыгнул с парашю­том и благополучно приземлился. Это был первый ночной таран.

У. Послушайте отрывок из «Блокадной книги» и скажите, можно ли назвать героиней незнакомую женщину.

«Настоящей трагедией была потеря карточек. Особенно если в начале месяца и особенно если карточек лишалась вся семья. Потерявший их мог считать себя убийцей всей семьи. «Якрик-

День Победы141

нула так, что остановился трамвай, - вспоминает Анна Викто­ровна Кузьмина. - Рука вернулась к карману, а там - ни кармана, ни карточек...^ Крик был такой, что остановился трамвай, подошла какая-то женщина, предложила ехать с нею. Она-то, незнакомая женщина из столовой, и подкормилаче~тырнадцатилетнюю Аню, ее сестренку и мать несколько крити­ческих дней какими-то остатками щей, какими-то крохами».

Можно ли назвать эту женщину героиней?

Д. Да.

У. Почему, ведьона небыла смелой и сильной? :

Д. Она накормила людей,хотя сама была голодной.Онапоступила по Божией заповеди: заботилась больше о других, чем о себе. Эту женщину послалАниной семье Господь и этим спас их от смерти.

У. Приведитепримеры, когдагероями становились обыч­ные люди.

Д. Александра Григорьевна Кузнецова во время войны ра­зобрала свой дом для того, чтобы построить из него мост.

- Одна женщина во время блокады везла саночки с продук­тами, она выбилась из сил и не могла дальше идти, и вдруг к ней подошла незнакомая женщина и подхватиласани. Слабая женщина бросилась за ней, но не смогла догнать. «Пропали мои продукты...» - думала она. Но около' дома стоялиеесанки, и ничего с них не пропало.

У. Докажите, что это были героические поступки. Д. Александра Григорьевна пожертвовала своим здоровьем и здоровьем своего сына для того, чтобы помочь нашей армии.

- Незнакомая женщина из второй истории бескорыстно по­могла, хотя сама была голодная, и даже ничего не взяла себе.

У. Сегодня на уроке вы услышали о разных людях.А каквы думаете, война влияет на человека? Как?

Д. Во время войны человек может изменитьсяв плохуюили хорошую сторону. Кто-то будет думать, что если на каж­дом шагу подстерегает смерть, то наступит хаос и можно де­лать что угодно безнаказанно.

У. Будет ли так поступать настоящий христианин? Почему?

Д. Нет, православный человек будет стараться поступать по заповедям Божиим, а если согрешит, то потом будет раскаи­ваться в плохом поступке, ведь онзнает: кромеземного суда, есть еще Божий суд.

142 КОНСПЕКТЫУРОКОВ

У. Вы сказали, человекможет, на войне измениться и в лучшую сторону. Что вы имели в виду?

Д. Перед лицом смерти человек может уверовать вБога. У. Послушайте стихотворение, котороебыло найдено в ши­нели погибшего русского солдата.

Послушай, Бог... Еще ни разу вжизниС Тобой не говорил я, но сегодня Мне хочется приветствовать Тебя, Ты знаешь, с детских лет мне говорили, Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел Из кратера, что выбила граната, На небо звездное, что было надомной. Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, Каким жестоким может быть обман. Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя? А кроме этого, мне нечего сказать, Вот только, что я рад, что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку. Но мне не страшно: Ты на нас глядишь... Сигнал.Ну что ж? Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать, Что, как Ты знаешь, битва будет злая И, может, ночью же к Тебе я постучусь, И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?. Но, кажется, я плачу. Боже мой. Ты видишь:

Со мной случилось то, что нынче я прозрел, Прощай, мойБог, иду1 И вряд ли уж вернусь, Как странно,но теперь я смерти не боюсь. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают.

- Как вы думаете,почему солдат теперьне боится смерти? Д. Солдатповерил в Бога, а значит, онузнал, что есть жизнь вечная.

Сошествие Святого Духа143

Наши рекомендации