Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы

Формы организации самообразования

Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

· эпизодичность прохождения курсов;

· время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

· качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

· возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

· система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

· нехватка у педагогов свободного времени;

· дороговизна обучения.

Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы.

· Главные достоинства такой формы самообразования:

· возможность пройти их в удобное для педагогов время;

· возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

· дистанционные курсы проводятся на платной основе;

· документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

· научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

· посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

· участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

· посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

· теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

· использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

· самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

· освоение информационных концепций, знаний и навыков;

· наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

· обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

· методическая помощь является персональной и адресной;

· попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

6)С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в России с 1972 г. была введена их аттестация. Одной из задач аттестации является также установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттестации педагогических работников неоднократно дополнялись с учетом тех изменений, которые происходили в системе образования.

Принципы аттестации - добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога и на основе экспертной оценки труда, его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации (демонстрация серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе, творческий отчет, защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.).

Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряда по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, Совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.

В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (1993) создается три вида комиссий, каждая из которых рассматривает круг вопросов своей компетенции и принимает решение о присвоении квалификационной категории или отказе. Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика, документ об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Действующим Положением установлено три квалификационные категории - высшая, первая и вторая категории. Высшую может присвоить главная аттестационная комиссия, первую категорию - районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия, вторую категорию присваивает аттестационная комиссия школы.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности и экспертной оценке практической деятельности.

По первому показателю учитель представляет творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу.

По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. Для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.

Общие требования к оценке труда учителя характеризуются по следующим критериям: критерий результата (результат педагогической деятельности) и критерии процесса.

О качестве знаний учащихся по предмету, их воспитанности (критерий результата ) судят по:

● запасу фактических знаний по предмету;

● умению пользоваться полученными знаниями;

● пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе;

● степени самостоятельности учащихся, умению добывать знания;

● отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности.

При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя, поэтому вводятся критерии процесса. С этой целью изучаются:

● работа учителя над повышением своей квалификации;

● качество уроков, учебная и воспитательная работа;

● умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

● работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.

Для прохождения аттестации необходим следующий набор документов: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ; аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения.

Аттестация учителей проводится в несколько этапов:

1) создание аттестационной комиссии, ее утверждение руководителем учреждения; назначение ответственных лиц за организацию аттестации;

2) организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности;

3) принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий.

Достоверная оценка результативного компонента образовательного процесса возможна только как итог всестороннего изучения личности учителя и эффективности его учебно-воспитательной деятельности.

Наши рекомендации