Задания для самостоятельной работы. 1. Приготовьте доклад для выступления на тему «Психологию и педагогику необходимо

1. Приготовьте доклад для выступления на тему «Психологию и педагогику необходимо изучать для будущей профессиональной дея­тельности».

Даётся оценка выступлению. Студенты отмечают использован­ные приемы убеждения.

2. Приготовьте доклад для выступления на тему «Психологию и педагогику нет необходимости изучать для будущей профессиональной деятельности».

Даётся оценка выступлению. Студенты отмечают использован­ные приемы убеждения.

3. Как связано выполнение первых двух заданий с вашей профес­сиональной деятельностью?

4. Отделите психологические понятия от непсихологических:

1) ощущение; 2) воспитание; 3) представление; 4) память; 5) нерв­ная система; 6) мышление; 7) рефлекс; 8) мышцы; 9) воля; 10) счастье; 11) лицо; 12) воображение; 13) интерес; 14) потребность; 15) урок; 16) се­минар; 17) лекция; 18) эмоция; 19) сновидение.

5. В каких примерах наиболее ярко проявляются субъективные яв­ления, которые изучает психология?

Ученик решает задачу по математике.

Ученик, решив задачу по математике, размышляет о способе её решения.

Певец поёт.

Певец размышляет о том, как он владеет (пользуется) голосовыми связками.

Вы идёте по известному вам маршруту.

Спортсмен бежит по трассе ориентирования.

6. Прочтите два высказывания. Оцените их достоверность.

А. Сознание существует само по себе. Его нужно изучать интрос­пективно (субъективно).

Б. Сознание обусловлено внешней предметной действительно­стью. Объяснения явлений сознания нужно искать в отражаемой дейст­вительности (объективно).

7. Предложите свои аргументы за одну из теорий возникновения психики и против других (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 5-6).

Теории возникновения психики.

— «Антропопсихизм» (Декарт). Возникновение психики связывается с появлением человека. Психика существует только у человека. Предысто-

рия человеческой психики вычеркивается (нет истории психики).

- «Панпсихизм» (французский материалист Робине, Фехнер) — всеобщая одухотворенность. Направление, противоположное первому.

- «Биопсихизм» (естествоиспытатели К. Бернар, Геккель, психо­лог В. Вудт) - психика - свойство живой материи.

- «Нейропсихизм» (Дарвин, Спенсер) - психика присуща орга­низмам, имеющим нервную систему.

8. Прочтите внимательно текст из работы А.Н. Леонтьева «Про­блемы развития психики» (С. 25, 27). Можно ли на его основании сде­лать вывод: нет деятельности и взаимодействия - нет психики?

«Внешнее и внутреннее связывает процесс жизни. Изучение свой­ства есть изучение соответствующего взаимодействия. Психика — свойст­во материи <…. >

"Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю… Так естествознанием под­тверждается то… что взаимодействие является истиной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания это­го взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше позна­вать" (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 546).

Психика связана с деятельностью субъекта, взаимодействием его с окружением».

СЕМИНАР 2

Психика и организм

1. Психология конституциональных различий.

2. Психика и особенности строения мозга.

Литература

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

2. Вейнингер О. Пол и характер. - М., 1994.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? - М., 1992. - Т. 1,2.

4. Дельгадо X. Мозг и сознание. - М., 1971.

5. Кон И. Введение в сексологию. - М., 1988.

6. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. - М., 1982. - С. 219-247.

7. ЛевиВ.ЯиМы. -М., 1972.

8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975.

9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1988.

10. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. - Т. 1. - Гл. 2.

11. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологичес­ких различий. -М., 1979.

12. Слободчиков В.И. Психология человека. — М., 1995. — Гл. 7.

13. ХэссетД. Введение в психофизиологию. - М., 1981.

14. Шелдон У. Анализ конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. — М., 1982. — С. 248—262.

Вопросы для самопроверки

1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие характерных качеств у мужчин ма­ленького роста. Каково, по твоему мнению, может быть научно-психо­логическое объяснение этого явления?

2. Часто ты думаешь о психологических различиях между пола­ми? Существуют ли они? Если существуют, то чем обусловлены и как проявляются?

3. Как ты относишься к типологии Э. Кречмера? Можно ли её до­полнить? Каковы твои соображения на этот счёт?

4. Если бы ты оказался перед выбором лишиться (не дай, конеч­но, Бог) правого или левого полушария своего мозга, то каков был бы твой выбор?

5. Что ты знаешь о склерозе? Кому и чему он угрожает?

6. Каким образом наркотики влияют на психику? В чём сущность наркомании? Можно ли сказать, что пьяница чем-то отличается от алко­голика?

7. Место и роль сексуальных инстинктов в психике человека. Гормоны и психика. Что ты знаешь об этом?

8. Куда бы ты поместил в типологии У. Шелдона такие историче­ские фигуры, как А.С. Пушкин, Екатерина II, Пётр Великий, Ф.М. Дос­тоевский, А. Блок?

9. Есть ли связь между психикой человека и параметрами его че­репа? Что ты думаешь по этому поводу?

10. Какое полушарие своего собственного мозга ты считаешь до­минирующим? Почему?

Основные понятия

Агнозия. Амфетамин. Апатия. Генотип. Головной мозг. Депрес­сия. Лабильность. Мезоморфный тип. Нейропсихология. Психогенети­ка. Типология. Центральная нервная система. Эйфория. Эктоморфный тип. Эндоморфный тип.

Наши рекомендации