Схема последовательности изучения способов тактических подготовок

Способы так­тических под­готовок Задачи Средства Методика применения
1. Сило­вое воздейс­твие Преодоление препят­ствий в виде выставлен­ных вперед рук, упоров руками, головой, для проведения захвата и последующего проведе­ния приема Рывки за руку, под плечо, за голову, толчки под плечи вверх, вверх — в сторону с заведени­ем, рывком за пред­плечья вниз, в стороны, вверх, разведение рук захватами за запястья, отжимание головы ру­ками, головой Применяется против соперника, применяю­щего защитную (закры­тую) стойку
2. Выведе­ние из равновесия Вынудить соперника начать движение с целью сохранить равно­весие, т. е. вывести его из защитной или стати­ческой позиции, ис­пользуя его попытку восстановить равнове­сие для проведения ата­ки Непосредственное воз­действие силой, инер­цией собственной мас­сы и весом, путем тяги, толчков, заведений, вращений (рывком за плечи) Выведение из равно­весия сочетается с дру­гими способами такти­ческой подготовки. Важ­нейшее значение для успешного выведения из равновесия имеют положение ступней со­перника, расположение и тенденция движения его ОЦМ, правильная постановка ног
3. Манев­рирование Создать благоприят­ную ситуацию с целью проведения атаки или с целью динамической защиты, с тем чтобы не дать сопернику выбрать момент для атаки Перемещение отно­сительно соперника (вокруг него, вперед и назад, по дугам без кон­такта или в захвате за руку, руки и шею), вов­лекая его в движение Выполнение при­ставных шагов, наско­ков, чтобы быть го­товым к стремительной атаке или к контрдейст­виям (защите)
4. Угроза Заставить соперника защищаться от приемов и на этом фоне осуще­ствить другой прием Обманные приемы, измененные таким об­разом, чтобы после за­щиты от них могли быть проведены другие, зара­нее намеченные при­емы Угроза должна быть рассчитана так, чтобы за­щита от нее создавала ди­намическую ситуацию, подходящую для завер­шающего приема. Угроза с завершающим приемом должна составлять наиг­ранную комбинацию
5. Внезап­ность Осуществить атаку так стремительно, что­бы соперник не успел полноценно защитить­ся Неожиданные дейст­вия без предваритель­ного контакта или с взаимным контактом из относительно спокой­ного положения или со сменой ритма движе­ния. Атаки, одновре­менные со свистком арбитра или с возвра­щением к центру ковра Обычно для внезап­ного сближения ис­пользуют стартовые способы в сочетании с отвлечением или рас­крытием, а также с предварительным рас­крытием
6. Сковыва-ние С помощью блокиру­ющих захватов и упоров вынудить соперника перейти от активной борьбы к защитным действиям Удержание какой-ли­бо части тела, ограни­чивающее атакующие и защитные возможности соперника Один из захватов, как правило, осуществляет­ся двумя руками. Воз­можности соперника активно ограничивают­ся с помощью головы, подбородка, груди, ног. Атака возможна при по­пытке освобождения от блокирующего захвата
7. Повтор­ная атака Создать у соперника представление о надеж­ности его зашиты от конкретного приема и таким образом усыпить его бдительность, уто­мить психически и фи­зически и на этом фоне выполнить атаку и до­биться успеха Неоднократное вы­полнение приема не в полную силу или недо­статочно быстро, чере­дующееся с попытками, выполняемыми с мак­симальной эффектив­ностью Следует многократно повторять попытки вы­полнить коронный при­ем, совмещая их с другими способами так­тической подготовки и вызывая у соперника чувство обреченности, психической усталости, утомленности, притуп­ления бдительности
8. Вызов Создать у соперника представление о воз­можности успешной атаки и спровоцировать на нее с последующим выполнением контр­приема Как бы случайно воз­никающие, однако спе­циально созданные позиции, ситуации, вы­зывающие соперника на атаку. Возможны при ранее заготовленном против нее контрприе­ме Вызов должен возник­нуть как бы вследствие ошибки. Он рассчитан на коронный прием сопер­ника и является спосо­бом тактической подго­товки, требующим пред­варительной отработки, точного знания варианта, который будет опровер­гаться контрприемом, отличной реакции, спе­циальной психологиче­ской подготовкой
9. Отвле­чение Отвлечь внимание соперника от действи­тельной атаки Всевозможные дви­жения головой, руками в направлении ног, го­ловы, хлопки, незначи­тельные толчки, рывки под плечи и за голову, толчки и рывки шеи, движения ногами типа выпадов, подсечек, на­клоны туловища Как показал анализ экспертных оценок, эта СТП признана наименее важной, потому что не­посредственно после от­влечения, без приме­нения иных ТП, редко удается осуществить прием. Вместе с тем поч­ти все борцы пользуются отвлечением, заполняя паузы и демонстрируя активность


Методика обучения

Изучение техники и тактики является одной из главных задач учебно-тренировочного процесса в вольной борьбе. Этот процесс .строится на основе методических принципов, как обычно, с учетом частных методик обучения, отражающих специфику и особенности техники и тактики борьбы. С каждым годом возрастает потребность в совершенствовании методики обучения. Это вызвано закономерным развитием вольной борьбы как в нашей стране, так и в мире. Основы­ваясь на изучении соревновательной деятельности ведущих борцов вольного стиля, в данной работе мы попытались выявить тесную взаимосвязь между начальным обучением и высшим спортивным мастерством, тем самым, обеспечив органическую взаимосвязь между ними. При разработке методики обучения базовой технике вольной борьбы для групп начальной подготовки не случайно в качестве основного метода с учетом дидактических принципов выбран метод моделирования различных сторон единоборства. Моделируя различные ситуации поединка и при этом выявляя их характерные особенности, мы с самого раннего этапа специализации готовим юного борца к постепенному увеличению нагрузки и усложнению двигательного уме­ния, в последующем переходящего в двигательный навык. Система заданий в методике обучения базовой технике построена с учетом усиления сопротивления соперника, сокращения времени отдыха, увеличения длительности и объема работы, усложнения исходных и промежуточных позиций борцов, замены статических положений динамическими ситуациями, подбора партнеров с различными анатомо-морфологическими и психическими особенностями, обусловли­вающими изменения стойки, дистанции, направления маневрирования, способов выведения из равновесия, уровня и точно­сти выполнения захвата, степени расслабления или напряжения, об­разного восприятия поединка и ситуационного мышления и т.д. Эти задания осуществляются методом моделирования. Очень важно, чтобы весь процесс обучения и совершенствования проходил при сознатель­ной активности занимающихся.

Таким образом, моделирование различных ситуаций единоборства позволяет, во-первых, разнообразить умения и навыки юного борца на основе закономерностей овладения борьбой как видом деятельно­сти; и во-вторых, вырабатывать коронные приемы и в дальнейшем совершенствовать их на основе вновь осваиваемых способов тактиче­ской подготовки и использования благоприятных динамических ситу­аций. Такой подход в обучении, на наш взгляд, обеспечивает органическую взаимосвязь между начальным обучением и высшим спортивным мастерством.

Традиционная методика обучения направлена на освоение приемов с постепенным включением их в борьбу. Надо сказать, что изучению профилирующих элементов борьбы (стоек, дистанций, передвижений, захватов, способов освобождения от захватов, теснения, маневрирова­ния, толчков, рывков, зацепов и др.) до сих пор не уделяется должного внимания. По мнению тренеров, освоение этих действий борцами происходит в процессе учебных схваток само по себе. Результаты же исследования соревновательной деятельности борцов показывают не­обходимость первоначального изучения этих операций, так как они составляют основу ведения борьбы в поединке.

Обобщая сказанное, можно сформулировать основное противоре­чие, а именно: несоответствие между необходимостью овладения ос­новами ведения единоборства и неэффективностью решения данной проблемы традиционной методикой обучения. На наш взгляд, решение данной проблемы возможно на основе применения частной методики с использованием игрового метода обучения. Используя его, тренер может заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществляя последовательно обучение как технике, так и тактике. Игровой метод обучения получает все большее распространение в различных видах спорта, и в спортивной борьбе в том числе. Так, в работе И.В. Кондрацкого, Г.М. Грузных, В.М. Игуменова [17] обобщен большой опыт использования игр в формировании основ ведения единоборств в классической борьбе. В вольной борьбе экспериментально апробированы выделенные К.В. Баддаевым [4] специализированные подвижные игры. Результаты ис­следования показывают, что они достаточно эффективны как в отно­шении непосредственного влияния на физическую и технико-тактическую подготовленность занимающихся, так и в отно­шении сохранения высокого темпа прироста основных показателей соревновательной деятельности юных борцов.

Основываясь на анализе литературных источников и на результатах исследований К.В. Балдаева [4], а также проведенных нами исследо­ваний с использованием специализированных подвижных игр и игр с элементами единоборств, можно сказать, что игровая направленность занятий создает условия для быстрого усвоения профилирующих эле­ментов борьбы и базовых действий. При этом игры вызывают живой интерес детей, повышают их активность, эмоциональность, заставляют самостоятельно, творчески подходить к решению двигательных задач; тем самым они способствуют формированию физических и психиче­ских качеств у юных борцов.

Под специализированными подвижными играми понимаются иг­ры, в содержание которых входят специфические движения и опера­ции, способствующие формированию двигательных качеств борца, необходимых для освоения профилирующих элементов и базовых действий.

Под играми с элементами единоборств понимаются игры, в содер­жание которых входят профилирующие элементы борьбы, позволяю­щие сформировать у борцов навыки ведения единоборства и тактического мышления.

При определении понятия «обучение» обычно исходят из характе­ристики формы, в которой протекает процесс обучения. Под обучением понимают совместную деятельность учителя и ученика, направленную на прочное усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие познавательных сил, овладе­ние элементами культуры умственного и физического труда, форми­рование основ мировоззрения и поведения (В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев [14]).

В спортивной борьбе, с этой точки зрения, обучение — это педа­гогический, целенаправленно организованный процесс, связанный с формированием системы знаний о теории спортивной борьбы и мето­дике ее преподавания и системы навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности борца — педагогической, орга­низационной, соревновательной и т.д.

Обучение является организационной формой преподавания и уче­ния. При этом под преподаванием понимают процесс передачи знаний, а под учением — процесс усвоения знаний.

Для примера рассмотрим методику изучения одного из приемов базовой техники вольной борьбы — «мельницы», т.е. броска поворотом захватом руки и одноименной ноги. При освоении технических эле­ментов борьбы и базовых действий большое значение приобретает частная методика обучения, состоящая из системы задач, заданий и методических указаний, в основе которых лежит выполнение специ­альных упражнений, элементов, фаз, частей приема и их комбинаци­онных действий в целом, с помощью которых создаются оптимальные условия для правильного усвоения базовых действий вольной борьбы. Базовыми элементами вольной борьбы являются основные положения борцов в стойке и партере, дистанции между соперниками, способы передвижений, направления маневрирований, захваты, упоры, толчки, рывки и освобождения от них, выполнение базового приема, защиты и контрприема, использование тактических подготовок, комбинаций.

схема последовательности изучения способов тактических подготовок - student2.ru

Изучение броска «мельницей» осуществляется с учетом объективно существующих связей между техническими элементами борьбы, появ­ляющихся в процессе противоборства двух соперников. При этом все базовые элементы выполняются за счет предварительной подготовки, в основе которой лежит выведение из равновесия (рис. 132). Нами экспериментально определено 10 способов их выполнения, которые характеризуются следующими направлениями: назад, вперед, вниз, вверх, влево, вправо, вправо по кругу —разворот туловища, влево по кругу — разворот туловища, переступание левой ногой вправо, переступание правой ногой влево. Изучение этих упражнений начинается с имитации (в той же последовательности, в какой они описаны выше) каждым борцом по команде или сигналу тренера, которые он подает кратко, ясно и четко, затем в парах с использованием борцовских «швунгов» (толчков, рывков). Но предварительно необходимо изучить стойки и дистанции, так как исходное положение, в котором выпол­няются упражнения, — средняя стойка и средняя дистанция. Для формирования правильной стойки и дистанции необходимо применять специализированные подвижные игры («Возьми платок», «Перенеси товарища», «Игры с касаниями», «Отними свой платок» и т.д.). Мето­дика их использования описана в научной и научно-методической литературе.

схема последовательности изучения способов тактических подготовок - student2.ru

Одновременно юных борцов обучают способам соединений рук. На рис. 133 изображены 6 видов соединений рук, которые чаще всего встречаются в вольной борьбе: «крючок», «замок», «одной рукой за запястье», «одной рукой за плечо», /«скрестный», «захват за плечи». Для закрепления навыков выполнения захватов подходят игры с атакующими захватами, игры теснениями, а также игры с элементами единоборств («Оторви от ковра», «Выведения из равновесия», «Сумей повернуться спиной» и т.д.).

Каждая игра должна иметь дозировку по времени, числу и длитель­ности пауз отдыха. По окончании каждой игры должны определяться победители. Оптимальное время игры — 3 минуты. Оно определялось, исходя из времени, отводимого на схватку для детей, т.е. 2 минуты чистого времени на игру и 1 минута на организацию, объяснение и подведение итогов.

Сочетание специализированных подвижных игр с элементами еди­ноборств позволяет лучше и быстрее обучить атакующим захватам. Так, игра «Борьба за атакующий захват» является наиболее эффективной по сравнению с другими играми. Вариация действий в игре позволяет правильно и быстро довести юных борцов до определенного уровня умения ведения борьбы и развития тактического мышления.

Таким образом, для овладения подготовительными элементами борьбы к броску «мельницей» игровой метод применяется в соответ­ствии с принципами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Игры с касаниями способствуют формированию основных положений борца, умения соблюдать дистанцию, изменять направле­ние маневрирования, правильно использовать способы передвижений и способы соединений рук. «Игры с теснением» направлены на то, чтобы научить юных борцов принимать устойчивое динамическое и статическое положение, выводить соперника из состояния равновесия. Учебная задача «игры с атакующими захватами» — научить правильно выполнять захват, защищаться, освобождаться от захвата, тем самым создавая динамическую ситуацию для начала атаки.

Успешное формирование двигательной функции во многом зависит от метода обучения элементам борьбы. Выбор методов и методических приемов определяется конкретной педагогической задачей, особенно­стями содержания учебного материала, возрастом и уровнем подготов­ленности занимающихся. По форме руководства учебным процессом и непосредственного общения тренера с занимающимися можно вы­делить методы обеспечения наглядности и методы использования слова. Для овладения же профилирующими элементами борьбы и базовых действий применяется метод упражнения. В частности, метод целостного упражнения позволяет формировать двигательные умения и навыки, пользуясь следующими методическими приемами, предло­женными О.П. Юшковым и др. [49]:

а) последовательный переход от упрощенных форм целостного
технического действия к конечной,

б) применение ориентиров и ограничителей,

в) создание облегченных внешних условий,

г) утрирование,

д) фиксация,

е) оказание дополнительной помощи и использование вспомога­тельных технических средств,

ж) последовательное переключение внимания на отдельные формы движения,

з) повторяющиеся и постоянные условия,
и) варьирование условий,

к) игровой.

На начальной стадии обучения, в перерывах между периодами работы и главным образом при выполнении специальных упражнений — подводящих и имитационных — применяется метод вычленения профилирующих операций борьбы и базовых действий по элементам.

Рассмотрим методику обучения технико-тактическим действиям броска «мельницей». Как мы уже отмечали, в ходе ведения схватки очень трудно создать или использовать в быстро изменяющихся усло­виях выгодные ситуации для проведения того или иного действия. Именно поэтому на первый план выходит изучение тактики проведения атакующих действий, которое находится в неразрывной связи с осво­ением и совершенствованием техники.

Изучение технико-тактического действия начинается с того, что тренер показывает его технически правильно, быстро, слитно и четко. Показ должен быть таким, чтобы основная структура действия была хорошо видна ученикам. После этого тренер дает обоснование действия с точки зрения техники, показывая и объясняя характерные особен­ности его выполнения, и с точки зрения тактики, объясняя использо­вание его в различных ситуациях спортивного поединка.

Практически технико-тактическое действие разучивается либо це­ликом, если оно достаточно простое, либо по частям, если оно сложное. Вначале спортсмены изучают действие в упрощенных условиях без сопротивления партнера, в статике (если не нужны динамические перемещения). Тренер при этом акцентирует внимание занимающихся, во-первых, на наиболее эффективной контактной ситуации (захвате); и во-вторых, на наиболее благоприятной ситуации начала атаки.

После освоения технического действия, когда оно точно и быстро выполняется в благоприятной ситуации на несопротивляющемся пар­тнере, спортсмен осваивает его в другой ситуации либо совершенствует с дозированным сопротивлением партнера. Как мы уже отмечали, атакующее действие нужно изучать вместе с определенными способами тактической подготовки, которые необходимы для его эффективного проведения.

Способы тактической подготовки действия вначале изучают с партнером, сопротивление которого обусловливается определенным образом, т.е. в ответ на начало действия он реагирует обусловленной защитой (чем больше выражена реакция партнера, тем легче выполнить атакующему действие) и фиксацией обусловленных защитных дейст­вий создает благоприятную ситуацию для начала атаки. Затем, когда атакующий начинает действовать слитно и быстро, условия постепенно усложняются. Таким образом, обучающиеся переходят к выполнению действия в разнообразных условиях и конфликтных ситуациях едино­борства, что и приводит в результате многократных повторений в вариативных условиях к формированию навыка проведения целостного атакующего действия. В дальнейшем при совершенствовании приема необходимо освоение тактических вариантов его применения в моде­лируемых конфликтных ситуациях, т.е. в учебных, тренировочных и соревновательных схватках. Не случайно на последнем этапе совер­шенствования технико-тактического действия в качестве основного методического подхода выступает моделирование различных ситуаций единоборства. Этот подход позволяет расширять умения и навыки борца на основе вновь осваиваемых способов тактической подготовки и использования благоприятных конфликтных ситуаций. При обуче­нии технико-тактическим действиям он направлен в основном на развитие у спортсменов наглядно-действенного мышления или образ­ного восприятия поединка.

Глава 7.

Наши рекомендации