Изложение материала: Текст и его признаки. Текст и его типы
Рассказ учителя-логопеда
Представьте: вы путешественники, которые открывают новые страны.
Сегодня мы посетим страну Текстов.
Стихотворение и рассказ, научная статья и заметка в газете, письмо другу и школьное сочинение, ответ на уроке и обсуждение с приятелями планов на воскресенье - все это разные виды письменных и устных текстов.
Признакитекста:
1.Текст состоит из предложений.
2. Предложения текста связаны между собой по смыслу.
3.Текст имеет или может иметь заголовок (заглавие, название). Заголовок - это своеобразная «входная дверь» письменного текста. Заголовок как бы приоткрывает дверь в содержание текста и, как правило, выражает его основную мысль.
Чтение стихотворения
Заголовок - окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок - это не просто слова:
Эти слова - всему голова.
• Перевод понятия в жестовую символику: кулак - текст, пальцы - предложения, центр ладони - заголовок.
Выполнение упражнения по развитию ручной моторики.
Пересчет пальцев (правой рукой, левой рукой, одновременно обеими руками) с постепенным увеличением темпа выполнения упражнения.
Рассказ учителя-логопеда (продолжение)
Основные типы текстов:описание, повествование.
В тексте-повествовании говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем ... и наконец). Текст-повествование похож на приключенческий фильм. Можно поставить вопрос: «Что произошло?».
В тексте-описании изображаются предметы, люди, животные, природа. Текст-описание похож на картину художника. Можно поставить вопрос: «Какой?».
Беседа по содержанию материала
Прослушайте текст, определите его тип, объясните свой ответ.
а) Как пышно цветет и зеленеет луг. Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. Целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки. - Текст описание, т. к. похож на картину художника, можно поставить вопрос: «Какой (луг)?»
б) Это было летом. Мы встали на рассвете и пошли в лес за грибами. Я подошел к большому дереву и наклонился. Вдруг что-то ударило меня по голове. Посмотрел, а это белый гриб. Откуда он упал? Я поднимаю голову и вижу: на ветке сидит белочка. Это она уронила гриб. - Текст повествование, т. к. похож на приключенческий фильм, можно поставить вопрос: «Что произошло?»
Выполнение упражнения по развитию пространственного восприятия.
Складывание разрезных картинок (предметных и сюжетных) (задание выполняется каждым учащимся, в случае затруднений помощь оказывают логопед или другой учащийся, окончивший работу)
Ответы на вопросы
Если по собранной картинке составить рассказ, то какой тип текста получится? - Текст повествование по сюжетной картинке. Текст описание по предметной картинке.
Работа с текстом
Чтение текста
(каждый учащийся читает по одному предложению)
Ответы на вопросы
- Определите тип текста. - Текст описание.
- Определите количество предложений. - 8.
- Придумайте и запишите заголовок. - Хвоя сосны.
Списывание текста.
(задание выполняется учащимися в тетрадях для проверочных работ).
Ш Текст - это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит законченное
сообщение.
Признаки текста:
1. Текст имеет или может иметь___ .
2. Текст состоит из___ .
3. Предложения текста связаны между собой по____ .
Тип текста:
- Если в тексте говорится о действиях и событиях, если он похож на приключенческий фильм, если к нему можно поставить вопрос: «Что произошло?», то такой текст ______________________________ .
- Если в тексте изображаются предметы, люди, животные, природа..., если он похож на картину художника, если к нему можно поставить вопрос: «Какой?», то такой текст _____ .
Оценка работы.
Определение лидера занятия с учетом количества набранных звезд каждым учащимся.
Занятие 2