Подготовка и проведение родительского собрания
Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать, "из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус)", и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая.
Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.
На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)
Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами.
В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы. Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.
Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.
Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения.
Родительские собрания могут быть: организационными; текущими или тематическими; итоговыми; общесадовскими и групповыми.
Ребенок как объект педагогики.
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Исследования Д.Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество – эмоциональное общение; ранний возраст – предметная; дошкольный возраст – игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста;
1–2 года – вторая группа раннего возраста;
2–3 года – I младшая;
3-4 года – II младшая;
4 года - 5 лет - средняя;
5-6 лет - старшая;
6-7 лет – подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
Задачи и средства нравственного воспитания.( 67. Содержание и методика нравст. Воспит.)
Нравственное воспитание-это процесс формирования у детей нравственного сознания (совокупность взглядов, представление людей об окружающей действительности), нравственного поведения (действия и поступки людей в соответствии с нравственным сознанием) и нравственных чувств (реакция человека на различные ситуации. Например: честность, гордость).
Цель нравственного воспитания:
-сформировать нравственные нормы поведения;
-научить определять линию своего поведения согласно нормам морали.
Мораль-это одна из форм общественного сознания, в которой отражаются нормы поведения людей, их отношение друг к другу, обществу, семье.
Моральные качества проявляются в совести личности.
Совесть-это нравственная самооценка человеком своих поступков.
Задачи нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного сознания (нравственные нормы (требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной ситуации), нравственный идеал, этические ценности)
2. Развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, честь, достоинство, товарищество, коллективизм, доброта,
стыд, уважение к людям, милосердие)
3. Формирование опыта, поведения, соответствующего принятым этическим нормам и привычкам (говорить правду, не делать зла)
Содержание нравственного воспитания:
Формирование отношения к | Содержание отношений |
Родине | Патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю, потребность его сохранять и приумножать |
Обществу | Уважение к общественному строю, знание и уважение правовых основ общества и его законов, межнациональная толерантность (терпимость), взаимопонимание, сотрудничество |
Труду | Дисциплинированность,инициативность,ответственность,трудоспособность, Компетентность, умение сотрудничать |
Людям | Чувство долга, ответственность, справедливость, правдивость, терпимость, Умение принимать человека таким, какой он есть и др. |
К себе | Гордость, скромность, самокритичность |
Механизмы нравственного воспитания:
-знания (для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно)
-представления (о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им)
-мотивы (для приобретения соответствующего нравственного качества)
-отношение к качеству
-социальные чувства (влияют на прочность складываемого качества)
-в поступках и поведении (позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества)
(Знания и представления)+ (мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)=нравственное качество.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
Формирование сознания
В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться. В поисках ответа на возникающие у него вопросы ученик все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих социалистический образ жизни. И вот здесь на помощь школьнику приходит учитель, который вносит в его сознание знание принципов, норм, правил, предписаний общества личности. На основе осознанных и идейно обоснованных знаний складывается система твердых и ясных взглядов и убеждений.
Как структурный элемент сознания категория знания включает в себя представления и понятия, т. е. обобщенные знания о целой группе однородных явлений, объединенных по общности их существенных признаков. Формой существования понятия выступает слово. Поэтому формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность.билет 26. Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте.