Подготовка и проведение родительского собрания

Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать, "из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус)", и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая.

Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.

На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами.

В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы. Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.

Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения.

Родительские собрания могут быть: организационными; текущими или тематическими; итоговыми; общесадовскими и групповыми.

Ребенок как объект педагогики.

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Исследования Д.Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество – эмоциональное общение; ранний возраст – предметная; дошкольный возраст – игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста;

1–2 года – вторая группа раннего возраста;

2–3 года – I младшая;

3-4 года – II младшая;

4 года - 5 лет - средняя;

5-6 лет - старшая;

6-7 лет – подготовительная.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Задачи и средства нравственного воспитания.( 67. Содержание и методика нравст. Воспит.)

Нравственное воспитание-это процесс формирования у детей нравственного сознания (совокупность взглядов, представление людей об окружающей действительности), нравственного поведения (действия и поступки людей в соответствии с нравственным сознанием) и нравственных чувств (реакция человека на различные ситуации. Например: честность, гордость).

Цель нравственного воспитания:

-сформировать нравственные нормы поведения;

-научить определять линию своего поведения согласно нормам морали.

Мораль-это одна из форм общественного сознания, в которой отражаются нормы поведения людей, их отношение друг к другу, обществу, семье.

Моральные качества проявляются в совести личности.

Совесть-это нравственная самооценка человеком своих поступков.

Задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания (нравственные нормы (требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной ситуации), нравственный идеал, этические ценности)

2. Развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, честь, достоинство, товарищество, коллективизм, доброта,

стыд, уважение к людям, милосердие)

3. Формирование опыта, поведения, соответствующего принятым этическим нормам и привычкам (говорить правду, не делать зла)

Содержание нравственного воспитания:

Формирование отношения к Содержание отношений
Родине Патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю, потребность его сохранять и приумножать
Обществу Уважение к общественному строю, знание и уважение правовых основ общества и его законов, межнациональная толерантность (терпимость), взаимопонимание, сотрудничество
Труду Дисциплинированность,инициативность,ответственность,трудоспособность, Компетентность, умение сотрудничать
Людям Чувство долга, ответственность, справедливость, правдивость, терпимость, Умение принимать человека таким, какой он есть и др.
К себе Гордость, скромность, самокритичность

Механизмы нравственного воспитания:

-знания (для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно)

-представления (о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им)

-мотивы (для приобретения соответствующего нравственного качества)

-отношение к качеству

-социальные чувства (влияют на прочность складываемого качества)

-в поступках и поведении (позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества)

(Знания и представления)+ (мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)=нравственное качество.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Формирование сознания

В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться. В поисках ответа на возникающие у него вопросы ученик все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих социалистический образ жизни. И вот здесь на помощь школьнику приходит учитель, который вносит в его сознание знание принципов, норм, правил, предписаний общества личности. На основе осознанных и идейно обоснованных знаний складывается система твердых и ясных взглядов и убеждений.

Как структурный элемент сознания категория знания включает в себя представления и понятия, т. е. обобщенные знания о целой группе однородных явлений, объединенных по общности их существенных признаков. Формой существования понятия выступает слово. Поэтому формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность.билет 26. Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте.

Наши рекомендации