Требования к оформлению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет коррекционной педагогики

Утверждено

Ученым советом университета

« » ___________ 2014 г.

Председатель совета

ректор ЧГПУ

__________В.В. Садырин

Положение о выпускной квалификационной (бакалаврской) работе

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профили: «Дошкольная дефектология».

«Логопедия». «Специальная психология».

Принято на заседании

Ученого совета факультета

« » ____________ 2014г.

Председатель совета

декан факультета,

доцент __________ Н. Г. Сошникова

Челябинск 2014

Общие положения о выпускной квалификационной (бакалаврской) работе

В соответствии с ФГОС ВПО защита выпускной квалификационной работы является заключительным этапом проведения государственных итоговых испытаний бакалавров по направлению подготовки. Направление: 050700 - Специальное (дефектологическое) образование. Профили: «Дошкольная дефектология», «Логопедия», «Специальная психология».

1.2. Для высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением квалификации (степени) «бакалавр» выпускная квалификационная работа выполняется в форме бакалаврской работы.

1.3. В соответствии с ФГОС ВПО выполнение выпускной квалификационной (бакалаврской) работы направлено на формирование у выпускника следующих профессиональных компетенций:

в области диагностико-консулътативной деятельности:

· способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК - 5);

· способность к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

· способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

· готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК - 9);

· способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно- педагогической деятельности (ПК – 10);

· способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно – педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК – 12).

1.4. Целью выпускной квалификационной работы является систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний в области специальной педагогики, специальной психологии и смежных дисциплин, а также формирование практических умений и профессиональных компетенций выпускника.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы решаются следующие задачи:

– провести анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования;

– подобрать и адаптировать методики для проведения всестороннего клинико-физиологического и психолого-педагогического диагностического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья;

– самостоятельно провести исследование состояния психофизического, интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

– осуществить самостоятельный выбор предложенных ниже вариантов практической работы:

· разработка для каждого ребенка индивидуального плана коррекционных мероприятий с учетом состояния здоровья, познавательных возможностей, личностной и эмоционально-волевой сферы;

· определение содержания коррекционной работы с детьми с учетом структуры дефекта;

· выделение комплекса разнообразных видов игр и упражнений, используемых в коррекционно–развивающей работе с детьми;

· определение специфики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом структуры дефекта.

1.5. К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профили: «Дошкольная дефектология», «Логопедия», «Специальная психология» высшего профессионального образования, разработанной университетом в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и успешно прошедшие первый вид итоговых аттестационных испытаний - государственный экзамен:

– по профилю «Дошкольная дефектология» - «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»;

– по профилю «Логопедия» - «Логопедия»;

– по профилю «Специальная психология» - «Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья».

1.6. Перечень тем выпускных квалификационных работ разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой по основной образовательной программе (кафедрой специальной педагогики, психологи и предметных методик) и доводится до сведения студентов за 9 месяцев до защиты выпускной квалификационной работы (ВКР). При этом студенту на основе личного заявления предоставляется право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Предложенная студентом тема выпускной квалификационной работы согласовывается и утверждается в установленном порядке. Темы выпускных квалификационных работ могут быть рекомендованы заинтересованными организациями и учреждениями, в частности будущими работодателями или руководителями базовых учреждений проведения производственных практик. В этом случае сохраняется общий порядок утверждения тем ВКР.

1.7. На заседании выпускающей кафедры принимается решение об утверждении тем выпускных квалификационных работ (о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания кафедры), формируются списки студентов с выбранной темой выпускной квалификационной работы, на основании которых деканатом факультета разрабатывается проект приказа. Закрепление тем выпускных квалификационных работ за студентами и назначение им научных руководителей осуществляется приказом ректора не позднее, чем за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации. В исключительных (документально подтвержденных) случаях не позднее, чем за три месяца до защиты, тема выпускной квалификационной работы может быть изменена, а также заменен научный руководитель. Изменение темы и замена научного руководителя осуществляются выпускающей кафедрой на основании личного заявления студента, доводятся до сведения декана факультета и утверждаются приказом ректора.

1.8. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается научный руководитель из числа профессоров, доцентов и старших преподавателей выпускающей кафедры, имеющих высокую квалификацию.

1.9. Научный руководитель выполняет следующие обязанности:

– утверждает график работы над ВКР;

– регулярно проводит консультации для студентов в объеме, определенном «Нормами времени для расчета объема учебной работы и планирования основных видов учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом ЧГПУ» (утвержденными 27.03.2014 г. Ученым советом ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»);

– осуществляет контроль выполнения графика работы студентом и информирует руководство и ППС кафедры о ходе написания ВКР;

– готовит отзыв о завершенной работе (по утвержденной форме), который представляется во время проведения защиты в государственную экзаменационную комиссию.

1.10. Выпускные квалификационные работы бакалавров подлежат рецензированию. Рецензируют ВКР кандидаты и доктора наук, работающие в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» и других вузах, а также ведущие специалисты-практики со специальным стажем работы не менее трех лет.

1.11. Рецензия пишется по установленной форме и должна содержать следующие пункты:

- актуальность исследования;

- практическая значимость темы исследования;

- уровень теоретического анализа проблемы;

- степень владения методами научного исследования;

- логика изложения;

- достоверность и обоснованность выводов;

- грамотность и культура оформления работы;

- степень сформированности профессиональных компетенций автора работы в областях диагностико - консультативной и исследовательской деятельности;

- замечания и рекомендации.

1.12. Рецензия должна быть представлена на выпускающую кафедру в срок не менее чем за 10 дней до даты защиты. Выпускник должен быть ознакомлен с рецензией на свою работу не позднее 4 дней до защиты на заседании государственной экзаменационной комиссии.

2. Структура и содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

2.1. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа должна содержать введение, две или три главы, заключение, список литературы, приложения (в случае необходимости). В каждой главе должно быть не менее 2 параграфов (объем параграфа - не менее 9 страниц).

2.2. Бакалаврская работа может быть выполнена на трех уровнях:

– Научно-исследовательский уровень предполагает глубокую исследовательскую деятельность студентов с проведением констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

– Учебно-методический уровень предполагает разработку элементов учебно-методического обеспечения педагогического процесса: учебно-методических комплексов, их отдельных фрагментов, методических рекомендаций и т.п. Экспериментальная работа включает констатирующий и формирующий эксперименты.

– Учебно-исследовательский уровень предполагает проведение анализа состояния изучаемого вопроса в теории и практике с применением констатирующего эксперимента, изучения и обобщения передового педагогического опыта.

2.3. Во введении должно быть обоснование выбора темы, ее актуальности, практической значимости, степени разработанности в специальной (коррекционной) педагогике и психологии, объект, предмет, цель и задачи выпускной квалификационной работы, теоретическая и практическая базы исследования. Следует представить применяемые методы исследования и структуру работы. Объем введения не должен превышать 3-4 страниц машинописного текста.

2.4. В теоретической части исследования должен быть представлен обзор литературы, анализ научных исследований и методических разработок в соответствующей области знаний (специальной (коррекционной) педагогике и психологии и смежных областях науки, например, в общей педагогике и психологии, в медицине и т.д.).

2.5. В исследовательской части работы выпускник должен представить описание экспериментального исследования: подбор и модификацию диагностических методик с учетом особенностей психофизического развития исследуемой группы детей, их необходимость и достаточность, критерии и параметры оценки для проведения экспериментального исследования.

В данной главе описываются результаты диагностического обследования, которые представляются в рисунках (графиках, гистограммах, схемах), таблицах и проводится качественный и количественный анализ полученных данных.

По итогам диагностического обследования детей делается вывод о необходимости проведения коррекционных мероприятий.

В исследовательской части работы выпускник выделяет практические рекомендации к проведению коррекционных мероприятий с изучаемой категорией детей.

Студенты самостоятельно выбирают направления и содержание коррекционной работы. Ими могут быть разработаны индивидуальные планы коррекционных мероприятий на каждого ребенка с учетом состояния здоровья, познавательных возможностей, личностной и эмоционально-волевой сферы. В квалификационной работе может быть представлен комплекс разных видов игр и упражнений как средства коррекции (компенсации) того или иного нарушения в развитии детей, показана специфика методики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, определены варианты взаимодействия разных специалистов (медицинских, специальных психологов, дефектологов и педагогов) в условиях учреждений образования, здравоохранения и социального развития, систематизированы разнообразные формы работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, описаны особенности организации и содержания предметно-развивающей среды в учреждениях образования, здравоохранения и социального развития.

В том случае если квалификационная работа выполняется на научно-исследовательском уровне, то в данной части исследования необходимо представить результаты формирующего и контрольного экспериментов. Для этого студентам необходимо провести повторное диагностическое обследование детей по итогам экспериментального обучения и представить количественные и качественные характеристики полученных данных.

В случае выполнения работы на учебно-методическом уровне студент представляет результаты констатирующего и формирующего экспериментов и разработанные имэлементы коррекционно–развивающей работы с учетом структуры дефекта изучаемой категории детей.

Учебно-исследовательский уровеньпредполагает предоставление студентом результатов констатирующего эксперимента, обобщения передового педагогического опыта по теме исследования.

2.6. В заключении излагаются результаты проделанной работы, даются рекомендации по их использованию в практической деятельности (объем не менее 4 страниц).

2.7. В библиографический список (объемом в 30–40 наименований) включаются теоретические работы (монографии, сборники научных трудов, учебно-методическая литература, отдельные статьи). Кроме того, работа может содержать список интернет-ресурсов.

2.8.Приложение к квалификационной работе является обязательным и оформляется как раздел работы. В приложении могут быть представлены методики диагностического исследования, диагностический материал, конспекты занятий, анкеты, перечень дидактических пособий, игр, упражнений, используемых при проведении занятий.

2.9. Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении и развитии выполненной курсовой работы и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

2.10. Оптимальный объем квалификационной работы бакалавра должен составлять 45 – 50 страниц машинописного текста без учета приложений.

2.11. Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы студента-выпускника должны быть следующие: актуальность, практическая значимость, четкая структура, завершенность, логичное, последовательное изложение материала, обоснованность выводов и предложений.

2.12. Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора профессиональных компетенций (ПК 5 – 7, 9, 10, 12) в области диагностико-консультативной и исследовательской деятельности, а также специальных компетенций (СК 1 – 5).

2.13. Обязательным требованием к выполнению выпускной квалификационной работы является самостоятельность студента-выпускника в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.

Требования к оформлению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

3.1. Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана на стандартном листе писчей бумаги формата А4 с соблюдением следующих требований:

- поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;

- шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;

- междустрочный интервал – полуторный;

- отступ красной строки – 1,25 см;

- выравнивание текста – по ширине.

3.2. Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы. Наименования глав, разделов, параграфов следует располагать по центру строки без точки в конце, без подчеркивания, отделяя их от текста тремя межстрочными интервалами.

3.3. Иллюстративный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации (графики, схемы, документы, рисунки) должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту выпускной квалификационной работы.

3.4. Таблицы в выпускной квалификационной работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту выпускной квалификационной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица». Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по правому краю строки, точка в конце заголовка не ставится.

3.5. Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы нумеруются в круглых скобках справа. Нумерация формул должна быть сквозной по всему тексту квалификационной работы.

3.6. Цитирование различных источников в выпускной квалификационной работе оформляется ссылкой на данный источник указанием его порядкового номера в библиографическом списке в квадратных скобках после цитаты. В случае необходимости в скобках указываются страницы.

3.7. Библиографический аппарат выпускной работы представляется библиографическим списком, оформленным в соответствии с требованиями действующего ГОСТ.

3.8. Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху по правому краю страницы слова «Приложение» и его обозначения (арабскими цифрами).

3.9. Все листы работы и приложений аккуратно подшиваются (брошюруются) в папку и переплетаются. Страницы выпускной квалификационной работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещают по центру нижнего поля страницы.

3.10. Обязательным элементом выпускной квалификационной (бакалаврской) работы является титульный лист. На титульном листе указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, направление подготовки и профиль, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя. Титульный лист включается в общую нумерацию. Номер страницы на нем не ставится.

3.11. Более детальные требования к оформлению выпускной квалификационной работы содержатся в документе «Требованияк оформлению текста ВКР и курсовых работ», разработанном и хранящемся на выпускающей кафедре.

Наши рекомендации