Классификации вспомогательных форм организации обучения
1. эпизодические:
Ø Учебные экскурсии
Ø Консультации
Ø Олимпиады по предметам
Ø Конкурсы, викторины
Ø Выставки творческих работ учащихся
2. постоянные:
Ø Факультативные занятия
Ø Предметные кружки
Ø Научные общества
Экскурсия (лат. – вылазка) — посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Экскурсия —это форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, промышленного производства, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Виды экскурсий:
Ø производственные: посещение учащимися предприятий, сельскохозяйственных объектов, новостроек; способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся;
Ø естественно-научные: выход на природу, зоопарк и т.д.
Ø историко-литературные: посещение исторических мест, музеев, архивов, картинных галерей и т.д.
Ø краеведческие: походы, экспедиции и др. с целью изучения природы, истории и культуры родного края и т.д.
Ø комплексные: проводятся с целью углубления знаний по нескольким предметам одновременно.
Функции экскурсий:
Ø реализация принципа наглядности обучения;
Ø укрепление связи обучения с жизнью, с практикой;
Ø углубление технических знаний;
Ø профессиональная ориентация учащихся
Методика проведения экскурсий:
Ø выбор объекта экскурсии;
Ø сообщение учащимся вопросов и заданий по теме экскурсионного материала, выбор экскурсовода
Ø выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и закрепление изучаемого материала по теме занятий;
Ø обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Консультации —организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации.
По количеству учащихся они бывают групповые или индивидуальные. Иногда в школе устанавливается специальный день для консультаций.
Цель консультаций – помочь учащимся преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем и разделов программы, восполнить пробелы в усвоении знаний школьниками, создать основу для успешной познавательной деятельности школьников.
Например: олимпиады по предметам, конкурсы, викторины выставки творческих работ учащихся идр.
Виды: школьные, районные, областные и республиканские.
Стимулируют учебно-познавательную деятельность школьников, формируют дух состязания, способствуют выявлению и демонстрации творческих способностей учеников в процессе изучения основных предметов школьной программы. Эти формы работы, как правило, планируются заранее. Ученикам сообщается программа проведения такой формы работы. Для участия в них отбираются лучшие учащиеся, что позволяет развивать в дальнейшем их способности. Результаты таких форм работы в то же время демонстрируют уровень профессионализма учителя, обучающего этих школьников.
Факультативные занятия
Как форма обучения введены в школьную практику в 60-х – нач. 70-х г.г. Факультатив (лат. – возможный, необязательный, предоставляемы на выбор)
С их помощью реализуются специальные программы, углубляющие знания учащихся, расширяются возможности их профориентации, специализации в отдельных видах деятельности.
Факультативы могут проводиться в форме урока, лекции, семинара, экскурсии.
Функции факультативных занятий:
Ø удовлетворение запросов учащихся в более глубоком изучении отдельных предметов;
Ø развитие учебно-познавательных интересов, творческих способностей и дарований учащихся;
Ø расширение кругозора школьников, систематизация свободно поступающей к ним информации.
Содержание и организация факультативных занятий:
Ø более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по предметам;
Ø изучение дополнительных новых тем и проблем, выходящих за пределы программы;
Ø проведение занятий в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, конференций, дискуссий и др.
Предметные кружки — объединение на добровольных началах учащихся параллельных классов на основе познавательных и творческих интересов, они отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения.
Проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. Кружки способствуют развитию творческого потенциала учащихся, их природных задатков и способностей, а также развитию связей между общеобразовательными и специальными предметами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения. Руководят — учителя-предметники.
Научные общества (НО) — объединение учащихся, стремящихся к углублению знаний, занимающихся техническим творчеством, исследовательской работой…
Требования НО:
Ø активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, порождающий атмосферу творческого поиска и самостоятельных открытий;
Ø формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа потока научной, художественной и социальной информации;
Ø применение передовых методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся, характеру научного материала.