Тема 1. гуманизация общества как движение к пониманию педагогических задач в медицинской практике

Педагогика в работе врача

Учебное пособие для студентов медицинских вузов

тема 1. гуманизация общества как движение к пониманию педагогических задач в медицинской практике - student2.ru

ОРЕНБУРГ

УДК

ББК

Б 79

Рецензенты

А.И. Щетинская, д.п.н., профессор

О.Г. Тавстуха, д.п.н., профессор

Болотова, М. И.

Б 79 Педагогика в работе врача: учеб. пособие для студ. высш. мед. учебных заведений / М.И. Болотова. – Оренбург: Пресса, 2013. – 104с.

В учебном пособии представлен современный взгляд на проблемы педагогике в медицине. Материал, представленный в пособии, поможет студентам сформировать представления о педагогических задачах в профессиональной деятельности врача, осмыслить гуманистические принципы общения и установления контактов с пациентами на основе знания их возрастных и индивидуальных особенностей.

Пособие предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы для студентов высших медицинских учебных заведений.

УДК

ББК

© Болотова М.И., 2013

© ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный

тема 1. гуманизация общества как движение к пониманию педагогических задач в медицинской практике - student2.ru педагогический университет», 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……4

ТЕМА 1. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ДВИЖЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

1.1. Факторы гуманизации взаимоотношений в медицинской практике

1.2. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача

1.3. Педагогический взгляд на врачебную деятельность

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля…..54

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ВРАЧЕЙ С ПАЦИЕНТАМИ

2.1. Педагогическое общение в работе врача

2.2. Барьеры и средства общения

2.3. Условия эффективного общения

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля…..54

ТЕМА 3. УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ

3.1. Возрастные особенности развитии личности

3.2. Общение в триаде «врач — медсестра — пациент»

3.3. Конфликтные ситуации в медицине

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля…..54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……76

ВВЕДЕНИЕ

В основе деятельности врача лежат специальные знания, в целом относящиеся к естественным наукам. Однако в ситуации практического действия врач выступает как сотрудник медицинского учреждения, или как профессионал, обязанный действовать согласно нормам, принятым в этой деятельности, и постоянно повышать уровень своего мастерства. Однако в деятельности врача существуют такие ситуации, которые предполагают не только принятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками и т.п. В этих случаях недостаточно только осознания собственной позиции и привлечения неких положений, описывающих поведение людей, включенных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступающие в функции регуляторов деятельности и дающие представление о возможных вариантах действий. Таким практическим знанием, отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.

Задачей педагогики с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип "исцеление через осознание" и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать. Учить – означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха. Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.

Педагогика стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

· избавление больных от неведения и ошибок суждения;

· коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха;

· обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы;

· социальное активирование заболевшей личности.

Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются в следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности. Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной медицинской практики необходимо воспитать в себе некоторые профессионально важные качества личности:

 Умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

 Быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

 Занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать менторства, поучительного тона, начетничества, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

 Быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать.

 Быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела.

 Быть по-хорошему недовольным собой, совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе.

 Делиться своим опытом с коллегами. Уметь слушать, развивать в себе не только речь, но и "искусство молчания".

Педагогическое взаимодействие – это, конечно, не просто лекции, занятия, просветительные беседы врача с больными. Это синтез форм общения врача, психолога и педагога со слушателями. Это такое высокоэмоциональное и интеллектуальное общение, когда внимание слушателя захватывается целиком, так как сообщаются такие сведения, которые жизненно необходимы.

Основой хорошей сопротивляемости болезни, по мнению Н.И. Рейнвальда, являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и в побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, сответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учёте интересов общества. Пациенты, для которых характерны значительные социальные интересы, активно взаимодействуют с врачом в процессе лечения. При их отсутствии перед врачом, параллельно с лечебными, встают и медико-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного лечения является выработка сознательной мотивации на активное преодоление болезни.

Главное в гуманистическом воспитании будущего врача - создание условий для целенаправленного систематического развития личности как субъекта нравственной деятельности. Дискурсивный процесс, массовая этическая оценка - важнейшие механизмы нравственного развития личности врача. Гуманистическое воспитание - это социальное взаимодействие различных субъектов с личностью обучаемого. Это субъект - субъективное взаимодействие, диалог, в котором участвуют нравственные кадры здравоохранения (авторитетные личности).

Дискурс - это открытое гуманистическое общение, межличностное взаимодействие «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам. Такое взаимодействие отвечает общечеловеческим ценностям и воспитывает свободную, гуманную, духовную, творческую, практическую личность в условиях предметного социально-значимого общения, нацеленного на решение конкретной задачи и выработки управленческого решения.

Воспитание ответственности за принятие решений реализуется при использовании системы методов: методов воздействия на сознание и поведение обучаемых. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на студентов. Технологически педагогическое воздействие выглядит так:

• целеполагание учебной деятельности;

• усвоение суммы знаний, умений, навыков;

• контроль учебной деятельности.

Значит, для формирования личностных качеств человека необходимо использовать основные методы воздействия на сознание и методы педагогического стимулирования и коррекции.

Адресуя следую­щие части книги будущему врачу или молодому специалисту, мы надеемся на его творческий подход к своему делу и стремление к самосовершенствованию.

ТЕМА 1. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ДВИЖЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

«Alis insexviendo ipse cosumor»

— «светя другим, сгораю сам»

девиз голландского врача Ван Тульпа

Наши рекомендации