Организация и руководство преподавательской практикой
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Специальность 050703 « Дошкольная педагогика и психология»
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Москва 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество проявляет повышенное внимание к проблемам развития образовательных систем. Осмысление причин и поиск путей преодоления кризиса народного образования привели к возникновению новой личностно-ориентированной модели образования, которая, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции преподавателя педагогического колледжа и его подготовке в высшем учебном заведении.
Государственный образовательный стандарт предполагает наличие у выпускников высших учебных заведений глубоких теоретических знаний, владение навыками профессионального мастерства и системой принципов личностно-ориентированного взаимодействия. Будущий преподаватель педагогического колледжа должен уметь анализировать методическую литературу, проводить научно-исследовательскую работу, грамотно, интересно и рационально организовать воспитательно-образовательную работу со студентами. В этой связи особое значение имеет практика в педагогических колледжах.
Преподавательская практика является составной частью педагогической практики и психолого-педагогической подготовки студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Её включение в содержание образования обусловлено тем, что выпускникам высших учебных заведений присваивается соответствующая квалификация и предоставляется возможность работать преподавателями педагогических колледжей и училищ по дисциплинам психолого-педагогического цикла и частным методикам. Практика создает благоприятные условия для актуализации и совершенствования преподавательских умений, приобретенных в процессе предшествующего теоретического и практического обучения.
Цель преподавательской практики – ознакомление с системой среднего профессионального образования, разнообразными формами психолого-педагогической деятельности преподавателя колледжа, практикой воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях, накоплением профессионального опыта; развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности.
Задачи практики:
Ø Формирование системы знаний о цели, задачах, содержании и технологии обучения студентов средних специальных учебных заведений.
Ø Обучение некоторым практическим умениям и навыкам, связанным с анализом, проектированием и построением учебного процесса и воспитательной работы в педагогическом колледже.
Ø Воспитание любви к будущей профессии, развитие самостоятельности мышления, стремления к расширению и углублению знаний, формирование стремления к самосовершенствованию и педагогической рефлексии.
Программа преподавательской практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Учебным планом Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.
В результате прохождения преподавательской практики студент должен:
иметь представление:
- о содержании работы, функциях и структуре среднего специального учебного заведения;
- о реализации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;
- об оптимизации воспитательно-образовательного процесса в современных условиях.
знать:
- условия работы преподавателя среднего специального учебного заведения;
- структуру, особенности и методику проведения урока в среднем специальном учебном заведении;
- учебно-методическое оснащение дисциплины;
- особенности применения методов и приёмов обучения на занятиях в педагогическом колледже;
- разнообразные формы контроля знаний студентов;
- условия организации и проведения педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях для студентов педагогического колледжа;
- специфику воспитательной работы в среднем специальном учебном заведении;
- содержание работы классного руководителя.
уметь:
- анализировать учебно-методическую документацию преподавателей;
- составлять конспекты и проводить уроки по дисциплинам психолого-педагогического цикла и частным методикам;
- применять разнообразные методы и приёмы обучения, направленные на оптимизацию педагогического процесса, выявлять наиболее эффективные из них;
- проводить внеклассные мероприятия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Организация и руководство преподавательской практикой
Преподавательская практика проводится на IV курсе (очное отделение) и V курсе (очно-заочное и заочное отделения). Продолжительность практики определяется графиком учебного процесса и составляет 4-5 недель.
Базами преподавательской практики являются педагогические колледжи - образовательные учреждения, в которых на высоком уровне организована учебно-воспитательная и научно-исследовательская работа, работают квалифицированные педагоги, имеется хорошее методическое обеспечение учебного процесса.
Организаторами практики являются факультетский и групповые руководители (Приложение № 2). Факультетский руководитель предварительно готовит распоряжение о направлении студентов на практику в базовые педагогические колледжи.
За неделю до начала практики факультетский руководитель проводит установочную конференцию на базе педагогического университета, в которой принимают участие студенты, выходящие на практику и групповые руководители. В ходе конференции, раскрываются цель и задачи преподавательской практики, сообщаются сроки и место её проведения, уточняются обязанности и права студентов (Приложение № 3), отчетная документация по итогам практики и сроки её предоставления.
Организацию преподавательской практики в колледже осуществляют заместители директора по учебной и воспитательной работе, заведующие отделениями, преподаватели-руководители практики.
На базе педагогического колледжа проводится и инструктивное совещание с участием групповых руководителей, на котором студенты знакомятся с администрацией колледжа и преподавательским составом. Первый день практики завершается экскурсией по колледжу и распределением студентов по учебным группам и преподавателям-руководителям.
С целью создания комфортных условий для прохождения практики, пользования библиотекой колледжа и др. студентам-практикантам рекомендуется оформить визитную карточку (бейдж) (Приложение № 1).
Студенты-практиканты посещают учебные занятия по различным дисциплинам (педагогике, психологии, частным методикам) и анализируют не менее 10 уроков (10 академических часов) у преподавателей и своих коллег, знакомятся с учебной документацией, по возможности, участвуют в заседаниях предметно-цикловых комиссий и педагогических советов.
Самостоятельно студенты-практиканты проводят не менее 4 уроков (4 академических часа) и внеклассное мероприятие, оказывают посильную помощь колледжу, предварительно согласовав вид работы (оформление стендов, раздаточного материала, справочных карточек и др.) с преподавателем-руководителем практики.
После уточнения даты проведения и тем учебных занятий, изучения плана воспитательной работы куратора, составляется график проведения показательных уроков (Приложение № 11), который утверждается групповым и факультетским руководителями и сдаётся в Учебное управление университета не позднее, чем через неделю после даты начала практики.
В этот период начинается подготовка студента-практиканта к самостоятельной работе: подбор соответствующей литературы, её изучение и анализ, постановка задач, выбор образовательной технологии, составление плана и конспекта урока (воспитательного мероприятия). Составленный конспект урока проверяется, в случае необходимости, корректируется преподавателем-руководителем практики. В период практики проводятся индивидуальные консультации студентов преподавателями университета.
Студент-практикант допускается к самостоятельному проведению урока только при наличии подписанного, аккуратно оформленного конспекта (Приложение № 7) с полным набором необходимых методических пособий и материалов для проведения данного урока. Конспект подписывается и утверждается заранее, но не позднее, чем за 3 дня до проведения урока.
Дата проведения показательного урока может быть перенесена с согласия преподавателя-руководителя практики только в случае болезни студента-практиканта (подтвержденного медицинской справкой) или форс-мажорных обстоятельств, о чем необходимо сообщить групповому руководителю.
Всю текущую работу, выполняемую в течение преподавательской практики, студенты отражают в индивидуальных дневниках. (Приложение № 8) Выполненная работа проверяется преподавателем-руководителем и заверяется его подписью.
В завершении практики на базе колледжа проводится итоговый малый педагогический совет, на котором заслушиваются отчеты студентов-практикантов о проделанной работе, предложения и пожелания по организации педагогической практики. Преподаватели колледжа дают краткую характеристику и оценку деятельности каждого студента по всем направлениям его работы.
В последний день практики отчетная документация по её итогам сдаётся групповому руководителю на проверку и для выставления оценок (в течение трёх дней).
Факультетский руководитель в течение недели после окончания практики проверяет отчёты групповых руководителей, составляет сводный отчёт (Приложение № 12) и переносит оценки за преподавательскую практику в ведомость и зачётные книжки студентов.
На заключительной итоговой конференции, проводимой на базе университета факультетским и групповыми руководителями, студенты представляют коллективные творческие отчеты, фото- и видеоматериалы, вносят свои предложения и пожелания по улучшению качества организации и проведения преподавательской практики.