Семинарский этап обучения
Метод обучения- семинар.
Формулировка решаемых в рамках семинара педагогических задач:выявить степень усвоения студентами ключевых категорий и понятий темы, углубить их знания по вопросам, выносимым на обсуждение, обеспечить формирование у студентов собственного личностно-смыслового отношения к рассматриваемым учебным вопросам, способствовать формированию мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.
Виды создаваемых коммуникативных ситуаций:коллективная, групповая и, в отдельных случаях, диадическая.
Средства контроля:контрольные тестовые задания (три варианта), ДК (ЭКОП).
Материальное обеспечение:выставка литературы, набор тестовых заданий.
Вопросы семинара.
1. Основные категории и понятия педагогики как науки.
2. Сущность, структура и задачи педагогического процесса как единой
системы.
Оглавление
Введение.......................................................................... 3
Раздел 1. Дидактические основы разработки и применения в вузе современных технологий обучения
Глава 1.Технологии обучения в системе высшего профессионального образования 5
1.1.Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура 5
1.2.Информационные технологии обучения в высшей школе 18
Глава 2.Информационно-технологическое обеспечение
учебного процесса........................................................ 23
2.1. Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса 23
2.2. Специальная профессионально-ориентированная обучающая
среда как основа информационно-технологического обеспечения. 37
Глава 3.Проектирование и конструирование профессионально-
ориентированной технологии обучения............................ 45
3.1.Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала как важнейшие этапы проектирования технологии обучения... 45
3.2.Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и обоснование системы управления познавательной деятельностью обучающихся в рамках технологии обучения 60
Глава 4.Оценка эффективности применения в вузе профессионально-ориентированной технологии обучения............................................................... 74
4.1.Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация 74
4.2.Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса.... 81
4.3.Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в вузе 86
Раздел 2. Дидактические возможности применения в вузе различных методов обучения
Глава 5.Лекция как ведущий метод изложения учебного материала .... 92
5.1. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения............................................................ 92
5.2. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала,
особенности их организации и проведения................... 105
Глава 6. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей школе 113
6.1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе 113
6.2. Разновидности семинарских занятий в высшей школе, особенности их проведения 122
Глава 7. Основы организации и проведения практических и лабораторных занятий 129
7.1.Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения 129
7.2.Лабораторный практикум как разновидность практического занятия 139
Глава 8. Игровые методы проведения учебных занятий 148
8.1.Организация и проведение игрового обучения в вузе 148
8.2.Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения.......................................................... 156
Глава 9. Метод самостоятельной работы, особенности его использования в вузе 166
9.1. Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя 166
9.2. Консультирование как особая форма учебной работы в вузе... 170
Литература................................................................... 175
Приложение................................................................. 180
Сведения об авторах
Виленский Михаил Яковлевич - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор Московского педагогического государственного университета.
Образцов Павел Иванович - доктор педагогических наук, профессор, профессор Академии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
Уман Аркадий Ильич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Орловского государственного университета.
[1] Смирнов С.И. Технология в образовании // Высшее образование в России. - № 1. – 1999. – С. 55-62.
[2] Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 30.
-
[3] Домрачее В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии. -1996. - № 2. - С. 10-13.
[4] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т1. - С. 374.
[5] Военная дидактика: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Е. Соловцова и Н.Д. Никандрова. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000.
[6] Военная дидактика: Учебное пособие / Под общей ред. Н.Е. Соловцова и Н.Д. Никандрова. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. - 806 с.