Рекомендации для социальных педагогов по формированию социальной активности у подростков 15 лет

Анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:

· для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это в первую очередь взаимодействие социального педагога с классным руководителем, психологом, врачом;

· профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками;

· профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа;

· организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий;

· в целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и подростками с девиантным поведением необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся.Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиации в школе; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой – уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение школьников.

Результаты изучения конкретного учащегося или классного коллектива заносится в карту прогнозирования.

Организация взаимодействия по профилактике девиантного поведения с педагогами школы.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя, школьного врача и психолога имеют своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы людей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом.

Классный руководитель:

· является звенующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;

· делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;

· организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Социальный педагог:

· изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

· организует профилактику и коррекционную работу в микрорайоне;

· поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;

· взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

Психолог:

· изучает личность учащегося и коллектива класса;

· анализирует адаптацию ребенка в среде;

· выявляет дезадаптированных учащихся;

· изучает взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками;

· подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

· осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Школьный врач:

· исследует физическое и психическое здоровье учащихся;

· разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;

· взаимодействует с лечебными учреждениями.

Организуя профилактическую работу, можно использовать следующие формы:

· комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики, как отдельных учащихся, так и класса в целом;

· оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;

· предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;

· проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;

· организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для более полного раскрытия их возможностей;

· совместные семинары для учащихся и их родителей, посвященные проблемам девиантного поведения.

Формы совместной коррекционной работы:

· информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которые могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы;

· проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

· выявление причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;

· разработка программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

· реализация разрабатываемых программ на уровне школы.

Изучение личности школьника проводится с использованием карты личности школьника.

"Карта личности школьника" заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом, школьным врачом. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе.

Наши рекомендации