Охарактеризовать систему принципов воспитания

Принципы воспитания – это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Система принципов: Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой(воспитанники включаются в в общественно полезную деятельность)

Принцип общественной направленности воспитания(формирование социально ориентированного типа личности)

Принцип сочетания пед.управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников(поддерживать полезные начинания учеников, давать советы)

Уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему(разумная требовательность всегда себя оправдывает)

Принцип опоры на положительное(опираясь на положительное, педагог предвосхищает процесс становления личности) Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности. Принцип природосообразности (человек – часть природы, поэтому развивается по ее законам). Принцип культуросообразности (воспитание должно опираться на общечеловеческие ценности с учетом этнических и региональных культур). Воспитание человека в коллективе и через коллектив.

28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.

29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

30. Формирование мировоззрения школьников.

31. Умственное воспитание школьников.21.Раскрыть сущность и задачи умственного воспитания. Определить функции, структуру и пути формирования научного мировоззрения как основы умственного воспитания учащихся.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и эмоц оценка смысла его деят-ти, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.

Структура мировоззрения: Взгляды – принятые человеком в кач-ве достоверных знания, идеи, теор концепции, предположения, которые объясняют явления природы, общ-ва, служат ориентирами в поведении, деят-ти, отношениях. Убеждения – качественно более высокое состояние взглядов, это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верит как в истину, считает их реализацию в жизни необходимым для людей благом. Идеал – осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чём – либо. Научное мировоззрение – органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общ-ва, соц-экономич уклада жизни, системы общественно-политич отношений, которые и определяют активную жизненную позицию. Функции: просветительская (делает для человека понятным мир природы и общ-ва), воспитательная (убеждения человека требуют от него опред морально-волевых кач-в и эстетического отношения к действительности), развивающая (развивается мышление), организационная (мировоззрение является исходной позицией практич деят-ти людей). Задачи по формированию мировоззрения: 1.добиваться научно – материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей 2.убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей 3.вырабатывать стремление, мотивы совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением. 4.научить школьников оценивать явления природы, общества с научной позиции, активно выступать против антинаучных взглядов. Условия формирования: 1.обеспечение глубокой научной доказательности, логичной убедительности, выводов мировоззренческого ха-ра. 2.придание обучению общественной направленности, т.е. раскрытие, пояснение соц-политич основы общ-ва. 3.соблдюдение принципа историзма при изучении уч материала. Повышается интерес к познанию, более глубокое усвоение материала. 4.развитие познават активности и самостоятельности учащихся. 5.возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу для перевода знаний в убеждения. 6.тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деят-ть. 7.учет возрастных и индивид особенностей. 8.личность учителя.

32. Нравственное воспитание школьников.24.Раскрыть сущность и задачи нравственного воспитания. Охарактеризовать систему нравственного воспитания школьников.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств. Задачи:

1.Формирование нравственного сознания. Сознание – это наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная задача – формирование сознания и организация контроля над ним. Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения. Формирование нравственного сознания происходит 4 стадии:

1. Представления(ребенок знает,что такое хорошо и что такое плохо)

2. Понятия(ребенок может объяснить,что такое хорошо и что такое плохо)

3. Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо)

4. Поступок, действие(ребенок проявляет свои установки в поступках) 2. Воспитание и развитие нравственных чувств – это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств(гордость, стыд, ответственность). Используются методы: личный пример, внушение, совет и т.д.) 3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности : учебно-познавательную , гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, культурно- массовую, спортивно- оздоровительную работу.

33. Эстетическое воспитание школьников.

Наши рекомендации