Нарушения голоса у детей и взрослых
Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи из-за несмыкания голосовых складок. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса. Фоностения – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосом аппарате. Этиология: У детей:
Мероприятия, связанные с реаниматологией, влияющие на голосообразование
Хронические ларингиты
Несоблюдение гигиенических требований.
Голосовые нагрузки
Опухоли
ДЦП
Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Авторы: Орлова, Жинкин, Лаврова. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании. Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Для изучения голоса большое значение имеет исследование голосового аппарата, в первую очередь функции голосовых складок. Обследование: Ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингостробоскопия - можно наблюдать характер колебаний голосовых складок. Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Электромиография дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани. Глоттография - метод позволяет наблюдать колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому.
30.Организация логопедической помощи в России. Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в России складывалась постепенно. До 1917 г. учреждения для аномальных лиц существовали за счет частных благотворительных средств, в которых специальное обучение строилось на основе выделения и разграничения наиболее резко выраженных дефектов (глухота, слепота, умственная отсталость). Организованной логопедической помощи людям с дефектами речи не оказывалось. Систематическая разносторонняя помощь лицам с речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х годов. В 1918 г. по инициативе В. Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. В 1929 г. создается научный центр по разработке проблем дефектологии экспериментально-дефектологического института (ЭДИ), ныне НИИ коррекционной педагогики РАО. Институт участвовал в принятии (начало 30-х годов) закона об обязательном всеобучении аномальных детей. В настоящее время определены структуры различных типов учреждений, содержание коррекционного и воспитательного воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необходимости возможность перевода ребенка в учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития. Продолжается совершенствование системы школьного и дошкольного обучения детей с нарушениями речи. Взрослые, подростки и дети с нарушениями речи получают комплексную медицинскую, логопедическую помощь в поликлинике, больнице, диспансере, санатории. В нашей стране широко развита дифференцированная логопедическая помощь взрослому и детскому населению. Она осуществляется по линии образования и здравоохранения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
31Принципы классификаций и характеристика основных форм речевых нарушений. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной). Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.
|
32.Принципы, задачи и содержание логопедической работы при разных формах дизартрии.Вопросы методики логопедической работы с детьми-дизартриками разработаны А. Г. Ипполитовой, О. В. Правдиной, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, И. И. Панченко и др. Задачи: 1. Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи. 2. Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа. 3. Нормализация просодической стороны речи, т. е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи. 4. Коррекция проявлений общего недоразвития речи. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер:
коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза,
развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. 1 этап. Подготовительный.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры
Нормализация моторики АА
Нормализация голоса Нормализация речевого дыхания
Нормализация просодики
Нормализация мелкой моторики рук
2 этап. Выработка новых произносительных укладов
Выработка основных артикуляторных укладов
Определение последовательности работ по коррекции звукопроизношения
Уточнение или развитие фонематического слуха
Непосредственное вызывание конкретного звука Автоматизация звука
Дифференциация поставленного звука
3 этап. Выработка коммуникативных умений и навыков формирование навыков самоконтроля
введение звука в речь в учебной ситуации
включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций, модуляций голоса
4 этап. Предупреждение или преодоление вторичных нарушений.
Нормализация произносительной стороны речи
5 этап. Подготовка ребенка к школе
Формирование графомоторных навыков
Формирование психологической готовности к школе
Профилактика дисграфических нарушений.
Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жизни. Работа проводится в различных типах логоучреждений: д\с и школах для детей с ТНР, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии работа проводится в поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ.
33.Принципы, задачи и содержание логопедической работы с детьми при ОНР (II уровня). Обучение детей второго уровня осуществляется преимущественно в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4-летнего возраста), в подготовительном классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи I отделения (с 6—7-летнего возраста). Коррекция РД с одновременным медикаментозным воздействием при показаниях может периодически проводиться на базе речевых стационаров, психоневрологических санаториев (с 4—7 лет — дошкольное отделение, от 7—13 лет — школьное отделение). Основные задачи обучения включают: • интенсивную работу по развитию понимания речи, направленную на различение форм слова; • развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий; • овладение правильным произношением и различением звуков, форм-е ритмико-слоговой структуры слова. Содержание: • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; • узнавать по словесному описанию знакомые предметы; • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; • понимать простые грамматические категории: ед. и мн. числа сущ., повелительного и изъявительного наклонений глаголов, Ип, Рп, Дпи В падежей, некоторых простых предлогов; • фонетически правильно оформлять согласные звуки, гласные звуки первого ряда. • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций; • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.). Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т. Д
34.Принципы, задачи и содержание логопедической работы с детьми при ОНР (Iуровень). дети с I уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3 — 4 г. Задачи:
развитие понимания речи;
развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности;
формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Содержание:
Понимать и выделять из речи названия окружающих предметов т действий с ними
Называть некоторые части тела и одежды
Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, иди..)
Выражать желания с помощью простых просьб и обращений
Отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста, иногда допускаются использование звукокомплекса.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
35.Принципы, задачи и содержание логопедической работы с детьми при ОНР (IV уровня). Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Принципы: • сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития; • степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка; • особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи. В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь: • свободно составлять рассказы, пересказы; • владеть навыками творческого рассказывания; • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.; • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка; • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи. Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению: • фонематическое восприятие; • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза; • графо-моторные навыки; • элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).
36.Принципы, задачи, содержание логопедической работы с детьми при ОНР (III уровень).Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада, с 6—7 лет поступают в подготовительный или I класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок обучения – 2 года. Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе третьего уровня, при условии достаточной школьной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте. Основными задачами коррекционного обучения детей являются: • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); • подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты; • дальнейшее развитие связной речи. Программа Филичевой-Чиркиной. Содержание: Формирование речевой практики осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.