Классификация способностей, необходимых в музыкальной деятельности

А. По функциональным системам

-- Сенсомоторные способности - буквально "ощущение плюс движение", то есть двигательные способности. Сюда относится вся работа исполнительского аппарата музыканта.

-- Перцептивные способности - способности восприятия.

-- Аттенционные способности - способности внимания. Способность "настройки" внимания, удерживания его во время музыкальной деятельности

-- Мнемические способности - способности памяти.

-- Имажитивные способности - способности воображения.

-- Мыслительные способности - музыкальное мышление. В музыкальной деятельности основу составляют два самостоятельных вида мышления - теоретическое и исполнительское.

-- Коммуникативные способности - способности общения: сценическое общение с публикой, общение внутри исполнительского коллектива, общение учителя и ученика и др.

Б. По критерию основного вида деятельности:

-- Творческие способности - необходимы музыкантам всех специальностей

-- Научные способности - требуются, прежде всего, музыковеду и педагогу-методисту

-- Инженерные способности - необходимы мастерам музыкальных инструментов, настройщикам

В. По критерию специфики способностей.

-- Общие способности: интеллект, креативность и обучаемость

-- Специальные способности - связаны с отдельными видами музыкальной деятельности. К примеру, наличие певческого голоса, обязательное для вокалиста, не требуется пианисту.

Уровни развития творческих способностей

(по Торренсу и Богоявленской)

"Нулевой" уровень - стимульно-продуктивный (повторение, копирование). Примеры: а) ученик "пересказывает" учебник или лекцию, ничего не добавляя от себя; б) музыкант исполняет произведение, полностью копируя другого исполнителя.

Первый уровень - эвристичекий. Поиск собственных средств воплощения исполнительского замысла в рамках устоявшихся традиций или компилятивная музыковедческая работа.

Второй уровень - собственно креативный. Выход за рамки первоначальной цели, замысла, правила. Новая идея, собственное видение творческой задачи.

Специфика музыкальных способностей (по Теплову)

К числу основных музыкальных способностей Б. Теплов относил:

-- Ладовое чувство - способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные.

-- Музыкально-слуховые представления или "внутренний слух" - способность "в уме" прослушать музыку, которую человек воспринял ранее.

-- Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания.

Проблема диагностики способностей

Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам. Однако все тесты и проверочные задания, якобы ориентированные на проверку способностей, измеряют именно знания, умения и навыки!

Тесты не выявляют потенциала развития человека, они отражают лишь актуальный уровень развития способности. В настоящее время в музыкальные школы поступают дети, совершенно не способные петь. Что это? - отсутствие слуха или просто несформированный навык? Нередко такие дети живут в "непоющих" семьях, и обучение в музыкальной школе помогает обнаружить у ребёнка и музыкальный слух, и неплохой голос.

Тесты способностей стандартизированы и ограничены. Способность человека может быть шире тестовых показателей. Зачастую творческие дети не справляются со стандартными тестами, давая оригинальные, но "неправильные" ответы.

В этом основной парадокс диагностики способностей. Их невозможно проверить с помощью однократного "среза" показателей.

Единственный способ - длительное наблюдение за человеком. Но его не всегда возможно обеспечить, особенно в условиях приёмных испытаний.

Также невозможно точно определить наличие задатков у человека. По определению, задатки - врождённые качества. Значит, они уже присутствуют (или отсутствуют) у пятидневного младенца. Однако выявить их наличие или отсутствие в этом возрасте невозможно. За исключением, пожалуй, основного задатка для развития музыкального слуха - наличия физического слуха. Глухой от рождения человек не будет иметь и музыкального слуха.

Музыкальный слух

Музыкальный слух - способность человека

а) различать музыкальные звуки,

б) воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных построений

в) производить и воспроизводить музыку (сочинять, исполнять)

Уровни функционирования музыкального слуха

Музыкальный слух - сложная многосоставная система, связанная со сложной природой самого музыкального звука, которая функционирует на 3-х уровнях:

Й уровень. Связан с характеристиками изолированного музыкального звука

-- Высота звука - звуковысотный слух (абсолютный и относительный)

-- Громкость звука - динамический слух

-- Тембровая окраска звука - тембровый слух

-- Длительность звука - ритмический слух (один из аспектов чувства ритма)

Наши рекомендации