Классификация способностей, необходимых в музыкальной деятельности
А. По функциональным системам
-- Сенсомоторные способности - буквально "ощущение плюс движение", то есть двигательные способности. Сюда относится вся работа исполнительского аппарата музыканта.
-- Перцептивные способности - способности восприятия.
-- Аттенционные способности - способности внимания. Способность "настройки" внимания, удерживания его во время музыкальной деятельности
-- Мнемические способности - способности памяти.
-- Имажитивные способности - способности воображения.
-- Мыслительные способности - музыкальное мышление. В музыкальной деятельности основу составляют два самостоятельных вида мышления - теоретическое и исполнительское.
-- Коммуникативные способности - способности общения: сценическое общение с публикой, общение внутри исполнительского коллектива, общение учителя и ученика и др.
Б. По критерию основного вида деятельности:
-- Творческие способности - необходимы музыкантам всех специальностей
-- Научные способности - требуются, прежде всего, музыковеду и педагогу-методисту
-- Инженерные способности - необходимы мастерам музыкальных инструментов, настройщикам
В. По критерию специфики способностей.
-- Общие способности: интеллект, креативность и обучаемость
-- Специальные способности - связаны с отдельными видами музыкальной деятельности. К примеру, наличие певческого голоса, обязательное для вокалиста, не требуется пианисту.
Уровни развития творческих способностей
(по Торренсу и Богоявленской)
"Нулевой" уровень - стимульно-продуктивный (повторение, копирование). Примеры: а) ученик "пересказывает" учебник или лекцию, ничего не добавляя от себя; б) музыкант исполняет произведение, полностью копируя другого исполнителя.
Первый уровень - эвристичекий. Поиск собственных средств воплощения исполнительского замысла в рамках устоявшихся традиций или компилятивная музыковедческая работа.
Второй уровень - собственно креативный. Выход за рамки первоначальной цели, замысла, правила. Новая идея, собственное видение творческой задачи.
Специфика музыкальных способностей (по Теплову)
К числу основных музыкальных способностей Б. Теплов относил:
-- Ладовое чувство - способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные.
-- Музыкально-слуховые представления или "внутренний слух" - способность "в уме" прослушать музыку, которую человек воспринял ранее.
-- Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания.
Проблема диагностики способностей
Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам. Однако все тесты и проверочные задания, якобы ориентированные на проверку способностей, измеряют именно знания, умения и навыки!
Тесты не выявляют потенциала развития человека, они отражают лишь актуальный уровень развития способности. В настоящее время в музыкальные школы поступают дети, совершенно не способные петь. Что это? - отсутствие слуха или просто несформированный навык? Нередко такие дети живут в "непоющих" семьях, и обучение в музыкальной школе помогает обнаружить у ребёнка и музыкальный слух, и неплохой голос.
Тесты способностей стандартизированы и ограничены. Способность человека может быть шире тестовых показателей. Зачастую творческие дети не справляются со стандартными тестами, давая оригинальные, но "неправильные" ответы.
В этом основной парадокс диагностики способностей. Их невозможно проверить с помощью однократного "среза" показателей.
Единственный способ - длительное наблюдение за человеком. Но его не всегда возможно обеспечить, особенно в условиях приёмных испытаний.
Также невозможно точно определить наличие задатков у человека. По определению, задатки - врождённые качества. Значит, они уже присутствуют (или отсутствуют) у пятидневного младенца. Однако выявить их наличие или отсутствие в этом возрасте невозможно. За исключением, пожалуй, основного задатка для развития музыкального слуха - наличия физического слуха. Глухой от рождения человек не будет иметь и музыкального слуха.
Музыкальный слух
Музыкальный слух - способность человека
а) различать музыкальные звуки,
б) воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных построений
в) производить и воспроизводить музыку (сочинять, исполнять)
Уровни функционирования музыкального слуха
Музыкальный слух - сложная многосоставная система, связанная со сложной природой самого музыкального звука, которая функционирует на 3-х уровнях:
Й уровень. Связан с характеристиками изолированного музыкального звука
-- Высота звука - звуковысотный слух (абсолютный и относительный)
-- Громкость звука - динамический слух
-- Тембровая окраска звука - тембровый слух
-- Длительность звука - ритмический слух (один из аспектов чувства ритма)