Преемственность в работе ДОУ и школы
Формы организации воспитательного процесса
1. Формы организации воспитательного процесса – варианты организации воспитательного процесса.
2. Классификация:
1) по количество детей: индивидуальная, фронтальная (кружковая), по подгруппам;
2) от задач воспитания: умственного (экскурсии, диспуты, дискуссии); физического – подходы, слёты; нравственного – беседы, диспуты, дискуссии, посещение выставок, музеев;
3) в зависимости от методов (словесных, наглядных, практических).
3. Воспитательное мероприятие – целенаправленное воздействие учителя, классного руководителя, зам. директора по воспитательной работе на отдельную личность ребенка и на весь коллектив. Цель воспитательного мероприятия – решение воспитательных задач.
4. Условия проведения воспитательного мероприятия:
- систематическое планирование – система в воспитательной работе;
- комплексный подход к использованию разнообразных форм воспитательных мероприятий;
- нельзя проводить для галочки.
5. Методика проведения:
- создание ВИГ,
- разработка композиции мероприятий,
- распределение заданий каждому с учетом индивидуальных особенностей и межличностных отношений,
- проведение методики,
- анализ методики.
5. Трудности в проведении:
- создание ВИГ - не хотят, или хотят, но не могут,
- недостаток опыта,
- недостаток опыта творческой деятельности.
7. Пример воспитательного мероприятия.
Общие методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на решение задач воспитания. Юрий Константинович Бабанский.
1/ Методы форм. сознания: разъяснение, рассказ, беседа, лекция, различные виды дискуссий (конференция, диспут, мозговой штурм), метод положительного примера.
2/ Методы организации деятельности и положительного опыта – упражнение.
3/ Методы стимулирования положительного поведения и деятельности (поощрение, порицание).
4/ Методы контроля и самоконтроля.
Коменский: длинен и труден путь через правила, лёгок и успешен через примеры.
1. Цель – сформировать убеждения. Монологические:
1) Разъяснение – когда правила поведения непонятны или нарушаются.
2) Рассказ – яркое, эмоциональное изложение факта, в зависимости от возрастающего увеличения кол-ва героев и усложняется содержание. В основном в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Диалогические. Беседы – этические, эстетические, научные, правовые. Методика подготовки беседы:
- на актуальную тему для детей и в общ. плане;
- заранее приготовить вопросы;
- заранее предлагать литературу по теме, которую можно почитать;
- можно заранее обговорить с некоторыми учениками их участие в
беседе;
- продумать место проведения беседы, организацию этого места;
- можно использовать выставку литературы, аудио, видео материалы.
А.С. Макаренко – большое значение имеют отсроченные индивидуальные беседы. Не торопиться сразу беседовать.
Дискуссия. Значение:
- активность самого ребенка;
- приобретаются навыки общения;
- расширяется кругозор.
Условия проведения:
- актуальная тематика (в зависимости от возраста);
- определяется выступающий (люди с противоположными мнениями), остальные заранее готовятся;
- время выступления;
- время на обсуждение;
- время на подведение итога.
Формы дискуссий:
1) Общее или классное собрание. Цель – решить вопросы класса, коллектива. Элементы дискуссии.
2. Научная конференция:
- пленарное заседание;
- работа по секециям;
- подведение итогов.
Условия проведения: актуальная тематика, определение названий секций, участники заранее присылают заявки с темой и тезисами выступления, определяется заранее, кто будет вести секцию. На студенческой и школьной конференции – ведет учитель. Планируется время проведения. Готовятся кабинеты. Программа. Время обеда. Подведение итогов. Научно-практическая конференция может длиться 2-3 дня. Ее основная цель – обмен мнениями в области науки.
3. Мозговой штурм (20-30 минут) – выбирается проблема и набрасываются идеи по теме.
Диспут.
1/ Выбирается проблема.
2/ Деление на команды ЗА и ПРОТИВ.
3/ Выбирается основной докладчик и содокладчики в каждой команде.
4/ Хранитель времени.
5/ Вначале договариваются о регламенте. Важно не только сказать свое мнение, но и выслушать другого. Баллы за культуру поведения.
5. Метод положительного примера. Психологи, в частности, Крутецкий отмечал: Если отрицательный пример будет привлекательным, то ему захотят следовать. Нужно аккуратно использовать их.
Методы организации и положительного поведения. Цель – выработать привычку. В 20-е гг. критиковали.
Шпаргалки по педагогике (опорные конспекты)
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование – это целенаправленный систематический процесс по созданию условий для овладения младшим поколением:
1) знаний, умений, навыков
2) способами деятельности
3) опытом творческой деятельности
4) опытом эмоциональных, ценностных отношений.
Закон об образовании Р.Ф. принят 10 июля 1992 г. с поправками в 1997, 2000, 2001, 2002, 2003 и 2005 годах. Состоит из 6 глав:
I – Общее положение (1-7 ст.)
II – Система образования (8-27 ст.)
III – Управление системой образования (28-38 ст.)
IV – Экономика социального образования (39-49 ст.)
V – Соц. гарантии, реализация, право граждан на образование (50-56 ст.)
VI – Международная деятельность в области образования (57-58 ст.)
Теория формирования образования
I Формальное II Материальное Ушинский
образование образование критика I и II
XVII рационализм XVIII – нач.XIX
Локк, Песталоцци Спенсер 1) формальное развитие,
Разум, ум эмпиризм оторванное от усвоения
Математика, опыт знаний – пустая выдумка
Иностр. яз. научные знания 2) утилитарности – нельзя,
В России – материал. т.е. пользы, выгоды знаний,
классич. гимназ. В России - связанных с жизнью
гимназии и
училища
Ш Прагматический IV Метод проектов
подход сер. ХХ в. 20-е гг. ХХ в.
Дьюи, практика Килпатрик, послед. Дьюи
Критика I и II Исходя из своих интересов
Практич. опыт детей дети с учителем проектируют
Задачи из повседн. решение каких-либо задач
жизни
Идеи теории:
- заранее сост. курсы не нужны
- материал брать из опыт ребенка
- ребенок определяет количество
и качество обучения
- обучение посредством делания
«-» - нецеленапр. с.п.
«+» - практич. деятельность детей
С Т А Н Д А Р Т Ы
Стандарты образования – содержательное ядро образования, которое включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования.
В стандартах указаны основные темы, которые должны быть изучены, но они не раскрываются.
Методическое обеспечение:
Учебный план– нормативный документ, которые определяет деятельность учебно-воспитательного учреждения.
Содержание плана:
1) перечень изучаемых предметов
2) распределение изучаемых предметов по годам
3) количество часов на каждый предмет
4) фор
Особенности:
1) деление образов на фундаментальное и технологическое
2) 2 вида обучения: теоретическое, практическое (кол-во час.)
3) инвариантная часть (ядро) и вариативная
а) обязательные занятия
б) обязательные занятия по выбору
в) факультативные занятия
4) 3 компонента:
а) федеративный
б) региональный
в) местный
Учебные программы поставляются по каждой дисциплине, которая входит в планы.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором определен основной круг знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить по каждому отдельно взятому предмету
Учебная программа:
1) перечень тем, которые изучаются
2) количество часов на каждую тему, в т.ч. практические занятия
2 вида программ:
1) типовые (обеспеч. базовое, содерж. образ)
2) рабочие (на каждую программу своя – в данном учебном заведении)
Дидактическая единица.
Учебники и учебные пособия – информационная модель обучения.
Требования к учебникам:
* кратко, лаконично
* материал с высокой степенью обобщения
Требования к учебным пособиям:
· материал для самостоятельной познавательной деятельности учеников
Отличие: в учебном пособии материал расширенный, даются сведения справочного характера для самостоятельной, исследовательской работы
// хрестоматии, словари
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательные учреждения:
1. Дошкольные
2. Общеобразовательные
3. Профессиональные
4. Дополнительные
5. Специальные коррекционные образовательные учреждения
6. Негосударственные учреждения
Принципы построения содерж. образования:
1) высоконаучность и практическая значимость содерж. образования
2) соответствие сложности содерж. реальными возможностями учеников
3) соотв. объема содерж. образования и времени на изучение предметов
4) соотв. учебного материала и материальной базы
5) учет международного опыта
Условия отбора:
1) наука 6) потребность общества
2) культура или соц. опыт 7) учет целей образования
3) разные виды деятельности чел. 8) реал. возможности процесса обучения
4) учет истор. и псих. требований 9) потреб. личности в образовании
5) учет индивид. и личност. 10) возможность учащихся
развития ребенка
Органы управления образованием РФ
федеральные федеральное государственные органы
органы управления ведомственное управления образованием
(центральные) управление субъектов РФ
Преемственность в работе ДОУ и школы
Преемственность – рационально построенный переход от более низкой ступени образования к более высокой
Подготовка детей к школе –
Общая подготовка – подготовка детей по основным задачам воспитания, т.е. физическое развитие, умственное, нравственное. Заложить основы разностороннего развития личности.
Специальная подготовка – приобретение ребенком з.у.н., которые обеспечивают ему успешное обучение в 1 классе по основным предметам.
Психологическая готовность – определенные мотивы, мотивы желания и хотения учиться. Работа над мотивационной сферой.
Условия воспитания у детей интереса к школе:
а) совместные усилия ДОУ и семьи
б) использование разнообразных форм (экскурсия в школу, встреча с первоклассниками)
в) преемственность
Направления преемственности (2 осн.):
ДОУ должно учитывать Школа должна опираться на то
требования школы содержание образования, которое
дают в ДОУ
Форма связи:
1) совместные педсоветы
2) посещение учителем занятий в ДОУ
3) посещение воспитателем занятий в школе
4) знакомство с методической базой школы
5) знакомство с методической базой ДОУ учителем
Фамилии: