Преемственность в работе ДОУ и школы

Формы организации воспитательного процесса

1. Формы организации воспитательного процесса – варианты организации воспитательного процесса.

2. Классификация:

1) по количество детей: индивидуальная, фронтальная (кружковая), по подгруппам;

2) от задач воспитания: умственного (экскурсии, диспуты, дискуссии); физического – подходы, слёты; нравственного – беседы, диспуты, дискуссии, посещение выставок, музеев;

3) в зависимости от методов (словесных, наглядных, практических).

3. Воспитательное мероприятие – целенаправленное воздействие учителя, классного руководителя, зам. директора по воспитательной работе на отдельную личность ребенка и на весь коллектив. Цель воспитательного мероприятия – решение воспитательных задач.

4. Условия проведения воспитательного мероприятия:

- систематическое планирование – система в воспитательной работе;

- комплексный подход к использованию разнообразных форм воспитательных мероприятий;

- нельзя проводить для галочки.

5. Методика проведения:

- создание ВИГ,

- разработка композиции мероприятий,

- распределение заданий каждому с учетом индивидуальных особенностей и межличностных отношений,

- проведение методики,

- анализ методики.

5. Трудности в проведении:

- создание ВИГ - не хотят, или хотят, но не могут,

- недостаток опыта,

- недостаток опыта творческой деятельности.

7. Пример воспитательного мероприятия.

Общие методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на решение задач воспитания. Юрий Константинович Бабанский.

1/ Методы форм. сознания: разъяснение, рассказ, беседа, лекция, различные виды дискуссий (конференция, диспут, мозговой штурм), метод положительного примера.

2/ Методы организации деятельности и положительного опыта – упражнение.

3/ Методы стимулирования положительного поведения и деятельности (поощрение, порицание).

4/ Методы контроля и самоконтроля.

Коменский: длинен и труден путь через правила, лёгок и успешен через примеры.

1. Цель – сформировать убеждения. Монологические:

1) Разъяснение – когда правила поведения непонятны или нарушаются.

2) Рассказ – яркое, эмоциональное изложение факта, в зависимости от возрастающего увеличения кол-ва героев и усложняется содержание. В основном в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Диалогические. Беседы – этические, эстетические, научные, правовые. Методика подготовки беседы:

- на актуальную тему для детей и в общ. плане;

- заранее приготовить вопросы;

- заранее предлагать литературу по теме, которую можно почитать;

- можно заранее обговорить с некоторыми учениками их участие в

беседе;

- продумать место проведения беседы, организацию этого места;

- можно использовать выставку литературы, аудио, видео материалы.

А.С. Макаренко – большое значение имеют отсроченные индивидуальные беседы. Не торопиться сразу беседовать.

Дискуссия. Значение:

- активность самого ребенка;

- приобретаются навыки общения;

- расширяется кругозор.

Условия проведения:

- актуальная тематика (в зависимости от возраста);

- определяется выступающий (люди с противоположными мнениями), остальные заранее готовятся;

- время выступления;

- время на обсуждение;

- время на подведение итога.

Формы дискуссий:

1) Общее или классное собрание. Цель – решить вопросы класса, коллектива. Элементы дискуссии.

2. Научная конференция:

- пленарное заседание;

- работа по секециям;

- подведение итогов.

Условия проведения: актуальная тематика, определение названий секций, участники заранее присылают заявки с темой и тезисами выступления, определяется заранее, кто будет вести секцию. На студенческой и школьной конференции – ведет учитель. Планируется время проведения. Готовятся кабинеты. Программа. Время обеда. Подведение итогов. Научно-практическая конференция может длиться 2-3 дня. Ее основная цель – обмен мнениями в области науки.

3. Мозговой штурм (20-30 минут) – выбирается проблема и набрасываются идеи по теме.

Диспут.

1/ Выбирается проблема.

2/ Деление на команды ЗА и ПРОТИВ.

3/ Выбирается основной докладчик и содокладчики в каждой команде.

4/ Хранитель времени.

5/ Вначале договариваются о регламенте. Важно не только сказать свое мнение, но и выслушать другого. Баллы за культуру поведения.

5. Метод положительного примера. Психологи, в частности, Крутецкий отмечал: Если отрицательный пример будет привлекательным, то ему захотят следовать. Нужно аккуратно использовать их.

Методы организации и положительного поведения. Цель – выработать привычку. В 20-е гг. критиковали.

Шпаргалки по педагогике (опорные конспекты)

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование – это целенаправленный систематический процесс по созданию условий для овладения младшим поколением:

1) знаний, умений, навыков

2) способами деятельности

3) опытом творческой деятельности

4) опытом эмоциональных, ценностных отношений.

Закон об образовании Р.Ф. принят 10 июля 1992 г. с поправками в 1997, 2000, 2001, 2002, 2003 и 2005 годах. Состоит из 6 глав:

I – Общее положение (1-7 ст.)

II – Система образования (8-27 ст.)

III – Управление системой образования (28-38 ст.)

IV – Экономика социального образования (39-49 ст.)

V – Соц. гарантии, реализация, право граждан на образование (50-56 ст.)
VI – Международная деятельность в области образования (57-58 ст.)

Теория формирования образования

I Формальное II Материальное Ушинский

образование образование критика I и II

XVII рационализм XVIII – нач.XIX

Локк, Песталоцци Спенсер 1) формальное развитие,

Разум, ум эмпиризм оторванное от усвоения

Математика, опыт знаний – пустая выдумка

Иностр. яз. научные знания 2) утилитарности – нельзя,

В России – материал. т.е. пользы, выгоды знаний,

классич. гимназ. В России - связанных с жизнью

гимназии и

училища

Ш Прагматический IV Метод проектов

подход сер. ХХ в. 20-е гг. ХХ в.

Дьюи, практика Килпатрик, послед. Дьюи

Критика I и II Исходя из своих интересов

Практич. опыт детей дети с учителем проектируют

Задачи из повседн. решение каких-либо задач

жизни

Идеи теории:

- заранее сост. курсы не нужны

- материал брать из опыт ребенка

- ребенок определяет количество

и качество обучения

- обучение посредством делания

«-» - нецеленапр. с.п.

«+» - практич. деятельность детей

С Т А Н Д А Р Т Ы

Стандарты образования – содержательное ядро образования, которое включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования.

В стандартах указаны основные темы, которые должны быть изучены, но они не раскрываются.

Методическое обеспечение:

Учебный план– нормативный документ, которые определяет деятельность учебно-воспитательного учреждения.

Содержание плана:

1) перечень изучаемых предметов

2) распределение изучаемых предметов по годам

3) количество часов на каждый предмет

4) фор

Особенности:

1) деление образов на фундаментальное и технологическое

2) 2 вида обучения: теоретическое, практическое (кол-во час.)

3) инвариантная часть (ядро) и вариативная

а) обязательные занятия

б) обязательные занятия по выбору

в) факультативные занятия

4) 3 компонента:

а) федеративный

б) региональный

в) местный

Учебные программы поставляются по каждой дисциплине, которая входит в планы.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором определен основной круг знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить по каждому отдельно взятому предмету

Учебная программа:

1) перечень тем, которые изучаются

2) количество часов на каждую тему, в т.ч. практические занятия

2 вида программ:

1) типовые (обеспеч. базовое, содерж. образ)

2) рабочие (на каждую программу своя – в данном учебном заведении)

Дидактическая единица.

Учебники и учебные пособия – информационная модель обучения.

Требования к учебникам:

* кратко, лаконично

* материал с высокой степенью обобщения

Требования к учебным пособиям:

· материал для самостоятельной познавательной деятельности учеников

Отличие: в учебном пособии материал расширенный, даются сведения справочного характера для самостоятельной, исследовательской работы

// хрестоматии, словари

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательные учреждения:

1. Дошкольные

2. Общеобразовательные

3. Профессиональные

4. Дополнительные

5. Специальные коррекционные образовательные учреждения

6. Негосударственные учреждения

Принципы построения содерж. образования:

1) высоконаучность и практическая значимость содерж. образования

2) соответствие сложности содерж. реальными возможностями учеников

3) соотв. объема содерж. образования и времени на изучение предметов

4) соотв. учебного материала и материальной базы

5) учет международного опыта

Условия отбора:

1) наука 6) потребность общества

2) культура или соц. опыт 7) учет целей образования

3) разные виды деятельности чел. 8) реал. возможности процесса обучения

4) учет истор. и псих. требований 9) потреб. личности в образовании

5) учет индивид. и личност. 10) возможность учащихся

развития ребенка

Органы управления образованием РФ

федеральные федеральное государственные органы

органы управления ведомственное управления образованием

(центральные) управление субъектов РФ

Преемственность в работе ДОУ и школы

Преемственность – рационально построенный переход от более низкой ступени образования к более высокой

Подготовка детей к школе

Общая подготовка – подготовка детей по основным задачам воспитания, т.е. физическое развитие, умственное, нравственное. Заложить основы разностороннего развития личности.

Специальная подготовка – приобретение ребенком з.у.н., которые обеспечивают ему успешное обучение в 1 классе по основным предметам.

Психологическая готовность – определенные мотивы, мотивы желания и хотения учиться. Работа над мотивационной сферой.

Условия воспитания у детей интереса к школе:

а) совместные усилия ДОУ и семьи

б) использование разнообразных форм (экскурсия в школу, встреча с первоклассниками)

в) преемственность

Направления преемственности (2 осн.):

ДОУ должно учитывать Школа должна опираться на то

требования школы содержание образования, которое

дают в ДОУ

Форма связи:

1) совместные педсоветы

2) посещение учителем занятий в ДОУ

3) посещение воспитателем занятий в школе

4) знакомство с методической базой школы

5) знакомство с методической базой ДОУ учителем

Фамилии:

Наши рекомендации